Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 10.06.2020 г.)
В целях наделения участников Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации льготами и преференциями Минобороны России разработан проект федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект закона), определяющий цели, задачи и основные направления деятельности Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Технополис).
Целью деятельности технополиса является создание организационной системы и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей поиск, развитие и внедрение передовых идей и разработок, прорывных технологий и формирования эффективной модели организации научных исследований в интересах укрепления обороноспособности Российской Федерации.
Основными задачами Технополиса являются:
поиск и реализация инновационных проектов по приоритетным направлениям укрепления обороны страны, создания и (или) совершенствования вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ);
разработка, развитие и внедрение передовых идей и прорывных технологий в интересах обеспечения безопасности государства;
создание новой модели взаимодействия научных и образовательных организаций, научных рот Вооруженных Сил Российской Федерации, предприятий промышленности и организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) при разработке и производстве высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения;
сохранение и наращивание научного потенциала научных и образовательных организаций Российской Федерации, а также организаций ОПК.
Деятельность Технополиса осуществляется по двум направлениям: "Наука и образование" и "Передовые технологии и инновации". Технополис организуется по кластерному принципу в соответствии с направлениями его деятельности.
Федеральное государственное автономное учреждение "Военный инновационный технополис "ЭРА" (далее - ФГАУ "ВИТ "ЭРА") организует мероприятия по управлению деятельностью Технополиса и всестороннему обеспечению его функционирования, осуществляет общую координацию выполнения исследований и разработок.
Участниками Технополиса являются организации, внесенные в Реестр участников Технополиса, с которыми заключены договора о совместной деятельности.
Права и обязанности участника определяются в заключаемом с ним договоре о совместной деятельности.
Руководит деятельностью Технополиса Совет Военного инновационного Технополиса "Эра" (далее - Совет). Совет является коллегиальным органом, формируемым из представителей Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Фонда перспективных исследований, ФГАУ ВИТ "ЭРА" и его участников.
Совет планирует работу Технополиса, обеспечивает эффективность выполнения возложенных на него задач, определяет перечень и порядок представления организацией документов, необходимых для принятия решения о ее включении в состав участников технополиса, типовые условия заключаемых с участниками соглашений и форму реестра участников.
Реестр участников ведет ФГАУ ВИТ "ЭРА".
Тезисы основных положений проекта закона:
1. Предусмотрены основные понятия и круг юридических лиц - участников Технополиса, предлагаются основные преференции для участников Технополиса.
2. Проектом закона определен перечень преференций участникам Технополиса в части организации и исполнения государственного оборонного заказа.
3. В целях расширения спектра деятельности Технополиса по отношению к предусмотренным Указом направлениям деятельности и кластерам проектом закона предусматривается полномочие Совета Технополиса предлагать новые направления деятельности (научных исследований), рекомендовать создание новых кластеров и включать их в перспективный план работы Технополиса.
4. Отдельной главой определяются особенности регулирования отдельных отношений в Технополисе. В частности, введены ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории Технополиса в части касающейся исполнения полномочий, осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации.
5. Вводится упрощенная система осуществления медицинской и образовательной деятельности на территории технополиса, в частности предлагается осуществлять медицинскую и образовательную деятельность без получения предусмотренной законодательством Российской Федерации лицензии. Преференции в части медицинской и образовательной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия вводятся для участников Технополиса, а не для Технополиса.
Коммерческая организация как участник Технополиса должна иметь льготы и преференции, так как целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Если не ввести эти статьи, то в последующем при существенном расширении территории и спектра деятельности Технополиса придется дополнять закон. При создании Сколково и научно-технологических центров эти положения предусматривались еще до начала их существования, а Технополис создан и функционирует уже сегодня.
Контроль за данными видами деятельности осуществляют уполномоченные органы военного управления Минобороны, где есть соответствующие специалисты (ГУК, ГВМУ), способные не допустить нарушений норм и правил данных видов деятельности.
6. Совместно с руководством публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" принято решение о создании Фонда развития Технополиса с учредителем ПАО "Промсвязьбанк", что позволит в различных формах (гранты, беспроцентные займы и т.п.) осуществлять финансирование проводимых участниками Технополиса научных исследований и работ.
7. Отдельной главой законопроекта предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.
Принятие указанного федерального закона обеспечит:
- нормативно-правовое регулирование организационной основы межведомственного взаимодействия при проведении совместных исследований на базе уникальной инфраструктуры Технополиса;
- наделение участников Технополиса льготами и преференциями при проведении научно-исследовательских работ в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- создание нормативно-правовой основы для ускоренной реализации и внедрения перспективных технологий в образцы ВВСТ, в продукцию военного и двойного назначения;
- взаимодействие субъектов инновационной деятельности на лабораторно-производственной базе Технополиса.
Проект закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не оказывает влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Издание закона не потребует внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не потребует увеличения установленной предельной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на обеспечение деятельности Технополиса и не повлечет социальных последствий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.