Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 91 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
(подготовлен Минюстом России 09.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 91 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - законопроект) предусматривает увеличение предельного возраста пребывания сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на службе по классификациям должностей рядового состава, а также младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего составов.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
В целях реализации указанного принципа законопроект предусматривает увеличение продолжительности предельного возраста пребывания на службе для сотрудников в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по аналогии с предельным возрастом, установленным статьей 88 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для сотрудников МВД России, Росгвардии, ГФС России, статьей 87 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для сотрудников ФССП России, статьей 49 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации, ФСБ России, ФСО России, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, статьей 25.1 Федерального закона от 27.11.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для гражданских служащих.
Количество сотрудников, уволенных в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в 2015 - 2019 годы:
годы |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||||
количество уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации |
4061 |
3004 |
3434 |
3845 |
920 |
Как видно из указанной таблицы, возрастные ограничения, установленные для сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, действовавшие до 01.08.2018, статьей 59 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение) ограничивали прохождение службы сотрудникам, достигшим предельного возраста на службе в уголовно-исполнительной системе, в результате чего такие сотрудники увольнялись. Сотрудники, имевшие специальные звания среднего и старшего начальствующего состава до подполковников внутренней службы включительно, могли состоять на службе в уголовно-исполнительной системе до достижения ими возраста 45 лет, а полковники внутренней службы - до 50 лет.
Среднее ежегодное количество таких сотрудников в период действия Положения составляло 3500 человек.
Вступивший в силу с 01.08.2018 Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ), установил новые пределы возраста пребывания на службе сотрудников, имеющих звания:
рядового, младшего, среднего начальствующего состава, а также старшего начальствующего состава до подполковников внутренней службы включительно, - 50 лет;
полковника внутренней службы, - 55 лет;
генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы, - 60 лет;
генерал-полковника внутренней службы, - 65 лет.
Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ повлек сокращение оттока достигших предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации сотрудников в 2 - 3 раза, что, в свою очередь, позволило сохранить на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации высококвалифицированных сотрудников.
Предусмотренные данным законопроектом изменения предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации позволит закрепить вышеуказанную положительную тенденцию, сохранить на службе высококвалифицированный личный состав, способный по состоянию здоровья и профессиональным качествам выполнять задачи, возложенные на уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, и эффективно использовать знания и навыки сотрудников, а также устранить дефицит высокопрофессиональных кадров.
Прогнозируемое количество сотрудников, которые в течение пяти лет могут принять решение о продолжении службы до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе, составит более 13000 человек.
В условиях некомплекта штатной численности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (на 01.01.2020 некомплект составляет 10,7 процента, или около 24100 единиц) сохранение на службе сотрудников положительно скажется на уровне укомплектованности подразделений органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Реализация законопроекта не повлечет изменения штатной численности сотрудников и численности пенсионеров уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере, и не потребует выделения ФСИН России дополнительных бюджетных ассигнований.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.