Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства юстиции РФ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части прекращения уголовного дела судом в случаях, когда преступность и наказуемость деяния устранены новым уголовным законом"
(подготовлен Минюстом России 09.06.2020 г.)
Статьей 125.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) предусмотрен порядок обжалования в суд постановлений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора о прекращении уголовного дела по основанию, указанному в части второй статьи 24 УПК РФ, если до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом.
Вместе с тем указанное основание может возникнуть при рассмотрении уголовного дела в суде, однако указания на какие-либо особенности рассмотрения этого вопроса в суде УПК РФ не содержит.
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части прекращения уголовного дела судом в случаях, когда преступность и наказуемость деяния устранены новым уголовным законом" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в статьи 239 и 254 УПК РФ, согласно которым прекращение уголовного дела по основанию, предусмотренному частью второй статьи 24 УПК РФ, допускается только с согласия обвиняемого. В случае, если обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела по основанию, предусмотренному частью второй статьи 24 УПК РФ, судья на основании доводов стороны защиты проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого и применения к нему мер процессуального принуждения путем исследования в судебном заседании по правилам, установленным главой 37 УПК РФ, имеющихся в уголовном деле доказательств, свидетельствующих о фактических обстоятельствах уголовного дела, выносит постановление о прекращении уголовного дела по указанному основанию, либо постановляет оправдательный приговор.
При разработке законопроекта учитывались правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 24-П и от 15 октября 2018 г. N 36-П.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.