Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства юстиции РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи"
(подготовлен Минюстом России 09.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 29 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2017 N 2925-р, и направлен на совершенствование деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в части предоставления дополнительных льгот получателям бесплатной юридической помощи для оформления полномочий представительства в судах, публичных органах и организациях, а также льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проект федерального закона подготовлен во взаимосвязи с положениями проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи".
Участие нотариусов в государственной системе бесплатной юридической помощи предусмотрено Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ) путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате. Вместе с тем нотариусы активно взаимодействуют с адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, и государственными юридическими бюро по подготовке документов, необходимых для оказания бесплатной юридической помощи гражданам.
В качестве одной из форм оказания бесплатной юридической помощи Федеральный закон N 324-ФЗ предусматривает представительство интересов граждан адвокатами или работниками государственных юридических бюро в судах, государственных органах, органах местного самоуправления и организациях. Как правило, для большинства таких случаев действующим законодательством предусмотрено обязательное наличие доверенности на представление интересов, оформление которой предполагается за счет собственных средств доверителей. Учитывая, что оказание бесплатной юридической помощи предусмотрено социально незащищенным категориям граждан, расходы на оформление доверенности на представление их интересов в судах, государственных органах, органах местного самоуправления и организациях являются существенной финансовой нагрузкой для данных граждан, которая может стать препятствием к обращению за защитой своих прав и, как следствие, ограничить их доступ к правосудию.
Право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом N 324-ФЗ имеют малоимущие граждане, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, усыновители, граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-10 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", граждане, признанные судом недееспособными, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим, поскольку гражданам для защиты своих прав при оказании бесплатной юридической помощи требуется доверенность на представление их интересов в судах, иных органах и организациях, проектом федерального закона предлагается дополнить статью 19 Федерального закона N 324-ФЗ положениями об освобождении граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и обратившихся к нотариусам за удостоверением доверенности на представление их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, от платы за нотариальные действия, под которой подразумевается оплата нотариального тарифа и услуг правового и технического характера.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", а также Уставом Федеральной нотариальной палаты Правлением Федеральной нотариальной палаты утверждены порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера и предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера для каждого субъекта Российской Федерации. В связи с этим нотариальные палаты субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, исходя из ее предельных размеров, установленных Федеральной нотариальной палатой (письмо Федеральной нотариальной палаты от 16.11.2016 N 4318/06-07).
Также изменениями, вносимыми в статью 19 Федерального закона N 324-ФЗ, предусмотрены положения по организации участия нотариальных палат субъектов Российской Федерации и нотариусов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации. Также Федеральный закон N 324-ФЗ дополняется статьей 19.1, предусматривающей порядок компенсации платы за нотариальные действия, совершенные нотариусами в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Проектом федерального закона предусмотрено, что плата за нотариальные действия, совершенные нотариусами в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, подлежит компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В связи с этим статьей 3 проекта федерального закона вносятся дополнения в статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающие дополнительные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая необходимость разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов по участию нотариусов в государственной системе бесплатной юридической помощи, срок вступления проекта федерального закона в силу предусмотрен по истечении ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования. Также предусмотрено положение о приведении законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с положениями федерального закона.
Указанные изменения направлены на дополнительную социальную защиту граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, так как отсутствие финансовых средств на оформление доверенностей может ограничить доступ данных граждан к правосудию и лишить их возможности защищать свои права и законные интересы.
Также проектом федерального закона вносятся дополнения в статью 20 Федерального закона N 324-ФЗ, направленные на дополнительную социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оказанию бесплатной юридической помощи при оформлении наследственных прав на недвижимое имущество.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.