Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 11.06.2020 г.)
Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанный в г. Буэнос-Айрес 8 октября 2019 г. (далее - Протокол), призван создать организационно-правовые основы для взаимовыгодного сотрудничества между Договаривающимися Сторонами и профильными организациями обоих государств в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Протокол подготовлен в связи с устойчивой тенденцией к расширению сотрудничества Российской Федерации и Аргентинской Республики в области космической деятельности посредством запланированных к реализации совместных проектов, относящихся, в частности, к установке на территории Аргентинской Республики наземных станций ГЛОНАСС в рамках Федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 -2020 годы", оптико-электронного комплекса для предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве в рамках Федеральной космической программы России на 2016 - 2025 годы, а также осуществления пусковых услуг и совместного создания космической техники.
Для успешного развития сотрудничества по указанным направлениям необходимо создание надлежащей организационно-правовой основы. Вступление Протокола в силу позволит обеспечить взаимовыгодное пакетное решение соответствующих вопросов.
Протоколом предусмотрены все необходимые в практическом отношении принципы и нормы, требуемые для развития российско-аргентинского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства и практического применения космических систем и технологий в мирных целях. Они касаются, среди прочего, охраны прав интеллектуальной собственности, вопросов регулирования защиты и обмена информацией, сертификации конечного использования вывозимых (экспортируемых) охраняемых изделий и технологий, и порядка должного обращения с ними на территории импортера (включая меры по обеспечению сохранности и безопасности таких объектов сотрудничества), взаимного отказа от предъявления требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности.
Важное значение имеют зафиксированные в Протоколе обязательства в части, касающейся предоставления экспортируемым охраняемым изделиям и технологиям особого статуса, позволяющего вывести их из-под действия принудительных мер и, соответственно, любых форм и видов изъятий или исполнительного производства на территории импортирующего государства. Соответствующие положения Протокола по существу формируют иммунитет указанной категории товаров, однако понятие иммунитета в силу специфики законодательного регулирования в Аргентинской Республике в этом контексте не используется по формальным причинам. Тем не менее, аргентинские партнеры согласились без упоминания иммунитета как такового предусмотреть в Протоколе все вытекающие из него нормы обращения с охраняемыми изделиями.
Протокол в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Сотрудничество с Аргентинской Республикой в области космоса позволит:
в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке космических услуг продвигать соответствующие услуги, обладающие необходимой конкурентоспособностью;
обеспечить отечественным организациям ракетно-космической промышленности дополнительную загрузку производственных мощностей и повысить занятость их работников.
Финансирование расходов, связанных с выполнением обязательств, предусмотренных Протоколом, будет осуществляться Договаривающимися Сторонами через компетентные органы в рамках государственной политики в области исследования, освоения и использовании космического пространства в мирных целях и в соответствии с законодательством государств Договаривающихся Сторон, касающимся бюджетного регулирования.
Предусмотренная Протоколом совместная космическая деятельность будет осуществляться в том числе на коммерческой основе, что послужит привлечению дополнительных внебюджетных средств в отечественную ракетно-космическую промышленность. При этом конкретные условия и финансовые обязательства, относящиеся к программам и проектам сотрудничества, будут определяться в отдельных соглашениях (контрактах), заключаемых участниками совместной деятельности.
Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в космической сфере, в частности Федеральным законом от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности".
Так, согласно статье 13 проекта Протокола Договаривающиеся Стороны на взаимной основе отказываются от предъявления друг другу любых требований об ответственности и о возмещении ущерба, нанесенного имуществу в рамках осуществления совместной деятельности по Протоколу.
Помимо этого, в соответствии со статьей 9 проекта Протокола на территории Сторон соблюдается специальный режим для защиты ввезенных охраняемых изделий и технологий, который также включает в себя запрет на любые формы изъятий или исполнительного производства, а также иные любые принудительные меры, включая обращения взыскания на упомянутые категории товаров и их арест.
В связи с этим Протокол будет подлежать ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Иных оснований для ратификации Протокола, предусмотренных законодательством Российской Федерации и, в частности, статьей 15 упомянутого Федерального закона, не усматривается.
Выполнение положений Протокола относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России".
Проект федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" (далее ? законопроект) и проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" (далее ? проект постановления) не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте и проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.