Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения реализации функционирования механизма экспериментальных правовых режимов, предусмотренного проектом федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - законопроект об экспериментальных правовых режимах).
В соответствии с законопроектом об экспериментальных правовых режимах в программе экспериментального правового режима, утверждаемой Правительством Российской Федерации, будет определен перечень изъятий из применения отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Вместе с тем в целях учета принципов делегирования законодательных полномочий Правительству Российской Федерации в отраслевых федеральных законах должны быть предусмотрены возможности установления изъятий из применения положений соответствующих федеральных законов. Для этого подготовлен законопроект, определяющий перечень отдельных законодательных требований (положений отдельных федеральных законов), которые по решению Правительства Российской Федерации (в соответствии с программой экспериментального правового режима) могут быть неприменимы в рамках экспериментальных правовых режимов.
Законопроектом предусмотрены изъятия из отдельных требований законодательства по следующим направлениям разработки и апробации цифровых инноваций:
- медицинская деятельность;
- телекоммуникации;
- проектирование, производство и эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, включая беспилотные летательные аппараты, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;
- применение систем искусственного интеллекта при предоставлении услуг.
Предлагаемый перечень изъятий из отдельных требований законодательства предполагает возможность неприменения положений соответствующих федеральных законов при установлении экспериментального правового режима.
При этом перечень изъятий, предлагаемых законопроектом, обусловлен выявлением конкретных требований, препятствующих появлению или апробации соответствующих цифровых инноваций.
Предусмотренные законопроектом изъятия из отдельных требований законодательства представлены на основе предложений субъектов предпринимательской деятельности по установлению экспериментального правового режима для проектов, направленных на развитие цифровых инновационных технологий:
1) Проект оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (ПАО "МТС"). В настоящее время не представляется возможным проведение медицинских осмотров, установление диагноза, назначение лечения и проведение дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также проведение идентификации с применением телемедицинских технологий. Для устранения указанных, а также иных барьеров предлагается предоставить возможность ограниченного изъятия отдельных требований из Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2) Проект защиты абонентов сотовой связи и клиентов банков от мошеннических звонков, направленных на хищение денежных средств граждан с помощью методов социальной инженерии (ПАО "МТС"). Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" относит любые технические данные о телефонном соединении к тайне связи, препятствуя возможности применения программно-аппаратных средств оператора связи для автоматизированного выявления мошеннических действий.
3) Проект дистанционного заключения договоров об оказании услуг связи с использованием биометрических технологий (ПАО "МТС"). Реализация проекта обеспечит возможность заключения договора о предоставлении услуг сотовой связи без необходимости посещения салона оператора сотовой связи. Подлинность личности будет определяться посредством инструментов биометрической идентификации и иных современных методов удаленной идентификации. На данный момент положения Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" не допускают реализацию подобного проекта, строго ограничивая порядок заключения договора связи (преимущественно личным присутствием) и использование гражданином своих биометрических данных.
4) Проект роботизированной гостиницы без физического присутствия персонала - "Умный отель" (ПАО "МТС"). В рамках проекта предлагается автоматизировать процессы бронирования номера гостиницы, заселения, регистрации и обслуживания гостя. Для реализации проекта требуется обеспечение юридической возможности использования технологий "интернета вещей", виртуальной реальности, электронных платежей и удаленной идентификации, барьером для применения которых являются положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
5) Проект сервиса грузовых перевозок с использованием беспилотных авиационных систем (беспилотных летательных аппаратов), обеспечивающих доставку широкого спектра грузов от 0,1 кг до 500 кг (Фонд перспективных исследований). Требования действующего авиационного законодательства направлены на регулирование пилотируемой авиации и предъявляют невыполнимые требования к беспилотным авиационным системам. В этой связи предлагается предоставить возможность неприменения отдельных положений Воздушного кодекса Российской Федерации.
6) Проект коммерческого использования беспилотного наземного транспорта - высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) (ООО "Яндекс" и ООО "Яндекс Беспилотные Технологии"). Действующим законодательством о безопасности дорожного движения не допускается эксплуатация автомобилей без водителя, а требования проводимого в настоящее время эксперимента (постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1415 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств") значительно ограничивают развитие технологий ВАТС. Возможность неприменения отдельных положений Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставит возможность развития технологий ВАТС на территории Российской Федерации.
Ожидаемыми последствиями установления и реализации экспериментальных правовых режимов, которые будут установлены на основании законопроекта об экспериментальных правовых режимах и законопроекта, являются обеспечение развития науки и социальной сферы, формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг, увеличение прибыли от предпринимательской деятельности и снижение издержек предпринимательской деятельности, повышение эффективности государственного или муниципального управления в ходе внедрения цифровых инноваций, совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект окажет положительное влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
С учетом необходимости сохранения взаимосвязи законопроекта с законопроектом об экспериментальных правовых режимах срок вступления в силу законопроекта определяется со дня официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.