Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 18.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 21-П (далее - Постановление).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении признал взаимосвязанные положения статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, в том числе с учетом положений статей 131 и 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), они не обеспечивают надлежащего уровня правовой определенности применительно к возмещению в разумных пределах необходимых расходов, понесенных потерпевшим (частным обвинителем) на оплату услуг представителя (адвоката) по уголовному делу частного обвинения, прекращенному за отсутствием состава преступления в связи с декриминализацией деяния.
Частью девятой статьи 132 УПК РФ предусмотрено, что при оправдании подсудимого по уголовному делу частного обвинения суд вправе взыскать процессуальные издержки полностью или частично с лица, по жалобе которого было начато производство по данному уголовному делу; при прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон процессуальные издержки взыскиваются с одной или обеих сторон.
Таким образом, в случае прекращения уголовного дела частного обвинения по такому основанию, как декриминализация деяния, УПК РФ не содержит специальных предписаний о порядке возмещения судебных расходов потерпевшего, связанных с выплатой вознаграждения его представителю, в том числе о субъекте, на котором лежит данная обязанность. В связи с этим статьи 15 и 1064 ГК РФ допускают взыскание указанных расходов в гражданском процессуальном порядке с лица, в отношении которого прекращено частное уголовное преследование.
Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении, субъектом, на которого возлагается обязанность компенсировать расходы потерпевшего на представителя по делу, которое было прекращено в связи с декриминализацией деяния, должен быть не обвиняемый, а государство.
Соответствующие расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета в порядке уголовного судопроизводства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к нарушению принципов равенства, верховенства закона, а также гарантий судебной защиты прав граждан. Причем в случае прекращения уголовного дела частного обвинения при декриминализации деяния затрагиваются права как лица, бывшего в деле частного обвинения потерпевшим, так и лица, бывшего в таком деле обвиняемым.
Учитывая изложенное, а также в целях соблюдения баланса прав потерпевшего и лица, в отношении которого частное уголовное преследование прекращено в связи с декриминализацией деяния, законопроектом предлагается внести изменение в статью 132 УПК РФ, в соответствии с которым в случае прекращения уголовного дела частного обвинения при декриминализации деяния расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения представителю, возмещаются за счет средств федерального бюджета в разумных пределах.
Принятие предлагаемого законопроектом изменения позволит привести положения УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансовое обеспечение возмещения потерпевшему расходов на представителя будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.