Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(подготовлен Минспортом России 26.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации и направлен на совершенствование общественных отношений, связанных с переходами российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации.
В настоящее время в отдельных видах спорта, например, хоккее, складывается ситуация, когда иностранные спортивные организации, пользуясь пробелами в российском правовом регулировании, а также своим правовым статусом, не предусматривающим подчиненность международной спортивной федерации по виду спорта, приглашают молодых российских спортсменов для участия в зарубежных спортивных соревнованиях, не осуществляя каких-либо "трансферных" выплат, поскольку приглашаемый спортсмен только проходит спортивную подготовку и не состоит в трудовых отношениях с профессиональным спортивным клубом.
Соответственно профессиональный спортивный клуб или организация спортивной подготовки, воспитавшая спортсмена, не получают компенсации за затраты, понесенные на его спортивную подготовку и лишаются спортсмена. При этом иностранная физкультурно-спортивная организация зачастую не вкладывается дополнительно в развитие такого спортсмена, поскольку в случае возникновения каких-либо трудностей, соответствующей организации проще пригласить нового хоккеиста по аналогичной схеме без выплаты компенсаций.
При этом действующие положения Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающие, что общероссийские спортивные федерации вправе разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права, обязанности (в том числе нормы, устанавливающие ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации) и спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта, не являются эффективными механизмом регулирования в таком случае, поскольку описываемые иностранные профессиональные спортивные организации являются коммерческими организациями, которые не подпадают под юрисдикцию международных спортивных федераций, и, как следствие, не исполняют их решения.
В этой связи статью 19.1 Федерального закона предлагается дополнить новой частью 11, предусматривающей, что в случае, если спортсмен, не достигший возраста 23 лет, зарегистрирован (заявлен) иностранным профессиональным спортивным клубом или иной иностранной спортивной организацией для участия в иностранных (международных) профессиональных спортивных соревнованиях (за исключением международных профессиональных спортивных соревнований, проводимых профессиональной спортивной лигой, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы) по видам спорта, определяемым федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, в том числе на основании договора (трудового договора), спортсмен обязан выплатить российской организации, осуществившей его спортивную подготовку, компенсацию расходов, понесенных на его спортивную подготовку, с учетом положений части 10 статьи 34.1 Федерального закона.
Порядок расчета и выплаты такой компенсации будет определен в отношении каждого вида спорта федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по представлению соответствующей общероссийской спортивной федерации.
Одновременно в целях защиты прав и законных интересов спортсменов, недопущения прекращения спортивной карьеры спортсменом, которому не поступают предложения о заключении трудовых договоров от российских спортивных клубов, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта предлагается наделить полномочием по установлению порядка освобождения от выплаты данной компенсации, который также будет утверждаться по представлению общероссийской спортивной федерации.
Аналогичные правовые механизмы в настоящее время действуют во многих видах спорта (например, футбол, волейбол), где общероссийскими спортивными федерациями в соответствии с требованиями международных спортивных федераций установлены компенсационные выплаты спортивным школам, осуществившим подготовку спортсменов.
Также законопроектом вносится ряд коррелирующих изменений в положения главы 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", регламентирующей вопросы спортивной подготовки.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.