Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 27.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях обеспечения внедрения новых принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных федеральным проектом "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - федеральный проект).
Одним из базовых принципов, предусмотренных федеральным проектом, является "реестровая модель" предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - реестровая модель). Суть "реестровой модели" состоит в том, что источником достоверных сведений о правовых статусах лиц становятся информационные ресурсы, а не бумажные документы. Вместо оформления бумажных документов по итогам предоставления государственной или муниципальной услуги будет формироваться юридически значимая запись в информационном ресурсе.
По желанию организации или гражданина можно получить выписку в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо выписку на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 2 раздела IV протокола заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 12 марта 2020 г. N 4 утвержден план-график по внесению изменений в федеральные законы и акты Правительства Российской Федерации в целях исключения из них норм, препятствующих внедрению новых принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных федеральным проектом "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - план-график)
В соответствии с план-графиком проектом федерального закона предлагается реализация реестровой модели в следующих сферах:
-лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- получение разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, на перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
- согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
- получение разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- аттестация должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
- аттестация, переаттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
- получение разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации;
- выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- получение разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
- получение разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
- постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного;
- получение прокатного удостоверения на фильм.
Проектом федерального закона также предусматривается расширение перечня каналов взаимодействия заявителей (физических лиц и юридических лиц) с органами (организациями), предоставляющими соответствующие государственные, муниципальные услуги, за счет обеспечения возможности подачи запросов в электронной форме, а также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается установить обязанность бюджетных и автономных учреждений предоставлять информацию, необходимую для уплаты физическими и юридическими лицами денежных средств за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) соответственно бюджетными, автономными учреждениями, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
В целях совершенствования процессов предоставления государственной социальной помощи гражданам проектом федерального закона предлагается закрепить дополнительную возможность направления органом социальной защиты уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении, а также оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг наряду с письменной формой в форме электронного документа по выбору заявителя.
Проект федерального закона не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует расходов из федерального бюджета. Реализация законопроекта будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на соответствующие мероприятия федеральным проектом.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, позволил сделать вывод, что предлагаемое регулирование в Российской Федерации вводится впервые.
Ранее заложенные в проекте федерального закона процедуры в Российской Федерации не осуществлялись и не были доступны для заинтересованных лиц.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют, соответственно, проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.