Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления"
(подготовлен Минюстом России 29.06.2020 г.)
В течение последних лет уровень исполнения осужденными приговоров, предусматривающих наказание за совершение преступления в виде штрафа, остается на низком уровне. При этом штраф является одним из самых гуманных видов наказания за совершенное преступление.
По итогам 2019 года из находившихся на принудительном исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов 179,8 тыс. исполнительных производств о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступлений, осужденными отбыто в полном объеме 27,1% приговоров, в том числе по штрафам, назначенным в качестве основного вида наказания, отбыто 31,4% приговоров, а по штрафам, назначенным в качестве дополнительного вида наказания, отбыто 16% приговоров.
Аналогичная ситуация складывается по штрафам, назначенным за совершение преступлений коррупционной направленности. Из 9,3 тыс. исполнительных производств, находившихся на принудительном исполнении в территориальных органах ФССП России, осужденными в полном объеме отбыто 26,1% приговоров, в том числе по штрафам, назначенным в качестве основного вида наказания, - 36,6%, в качестве дополнительного вида наказания - 13,9%.
Погашено осужденными за 2019 год (с учетом частичного погашения) штрафов на сумму 3,1 млрд руб., что составляет 6,9% от суммы, подлежавшей оплате. В том числе по штрафам, назначенным качестве основного вида наказания, погашено 21,7%, в качестве дополнительного вида наказания - 3,2%.
По штрафам, назначенным за преступления коррупционной направленности, взыскано с осужденных (с учетом частичного погашения) 3,5% от суммы, подлежавшей взысканию.
Низкий уровень отбывания наказания в виде штрафа связан в первую очередь с особенностями порядка отбывания такого наказания, который в свою очередь различен для штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, и назначенного в качестве дополнительного вида наказания.
При неисполнении осужденным приговора, предусматривающего назначение наказания в виде штрафа как основного вида наказания, судебным приставом-исполнителем в суд, постановивший приговор, направляется представление о замене штрафа другим видом наказания.
При отказе суда в замене штрафа иным видом наказания, штраф подлежит взысканию в принудительном порядке. При отсутствии у осужденного имущества и доходов, на которые возможно обратить взыскание, приговор остается не отбытым и последствий в таких случаях для осужденного не предусмотрено.
При принудительном исполнении исполнительных документов о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за совершение преступлений, возникает ряд проблем, осложняющих или влекущих невозможность исполнения приговора.
Значимой проблемой, оказывающей влияние на эффективность исполнения уголовного наказания в виде штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, является низкая доля удовлетворяемых судами представлений судебных приставов-исполнителей о замене штрафа другим видом наказания при уклонении осужденного от отбытия назначенного наказания. За 2019 год судами удовлетворены лишь 26,1% от общего количества находившихся в судах представлений.
Одной из причин отказов в удовлетворении представления о замене штрафа другим видом наказания является неявка осужденного в судебное заседание, еще раз подтверждающая факт уклонения осужденного от отбытия наказания.
При этом отсутствие у судебного пристава-исполнителя полномочий по направлению в суд ходатайства о задержании после розыска осужденного до рассмотрения в суде представления о замене штрафа другим видом наказания, позволяет последнему повторно уклониться от явки в судебное заседание и от исполнения назначенного судом наказания.
Доля исполнительных производств о взыскании штрафов, назначенных за преступления коррупционной направленности, где судами осужденным предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты штрафа, от всех неисполненных исполнительных документов данной категории, по состоянию на 01.01.2020 составляет 19,6%.
Учитывая значительные суммы штрафов, назначаемых за совершение преступлений, в первую очередь коррупционной направленности, указанное приводит к длительному нахождению на исполнении исполнительных производств, зачастую за пределами сроков давности обвинительного приговора, поскольку законодательством не предусмотрено их прерывание при предоставлении осужденному рассрочки уплаты штрафа.
Вместе с тем в случае, если при истечении сроков давности осужденный не реализует свое право на обращение в суд за освобождением от отбывания наказания, возникает правовая неопределенность нахождения на исполнении исполнительного производства, полномочий по окончанию или прекращению которого или обращения в суд с указанной целью, в соответствии с нормами законодательства судебный пристав-исполнитель не имеет.
Кардинальным решением сложившейся ситуации могло бы стать изменение порядка отбытия осужденными наказания в виде штрафа назначенного в качестве основного вида наказания с обязательным наступлением последствий для осужденного, уклоняющегося от отбытия такого вида наказания, по аналогии с мерой уголовно-правового характера, введенной в законодательство с 15.07.2016.
За непродолжительный срок реализации применение указанной меры показало свою высокую эффективность.
За 2019 год фактически исполнены требования 17,7 тыс. исполнительных производств, возбужденных на основании решения суда о назначении судебного штрафа в качестве меры уголовно-правового характера, или 60,2% от всех находившихся на исполнении исполнительных производств данной категории, или 74 % от общего количества исполнительных производств, где истек срок для добровольного исполнения. Еще в рамках 4 079 неисполненных по состоянию на 01.01.2020 исполнительных производств (73,7% от остатка производств указанной категории) не истекли установленные судом сроки для уплаты штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, их исполнение ожидается в 2020 году.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 59) установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок, для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется.
При рассмотрении вопроса о замене штрафа другим видом наказания судом должно быть учтено наличие у осужденного уважительных причин, повлекших неисполнение назначенного наказания. Сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок. Уважительными причинами могут считаться такие появившиеся после постановления приговора обстоятельства, вследствие которых осужденный лишен возможности уплатить штраф в срок (например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационарном лечебном учреждении, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица).
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления" (далее - законопроект) предлагается изменить порядок отбытия приговора в виде штрафа за совершение преступления, назначенного в качестве основного вида наказания, закрепив обязанность осужденного самостоятельно отбыть приговор, и возложив на Федеральную службу судебных приставов функции контроля за отбытием приговора.
При назначении наказания в виде штрафа за совершение преступления, назначенного в качестве основного вида наказания, с учетом материального положения осужденного и реальной возможности его погашения, суд определяет размер налагаемого штрафа и назначает срок, в который штраф должен быть оплачен осужденным.
Контроль за исполнением приговора в виде штрафа за совершение преступления, назначенного в качестве основного вида наказания, возлагается на судебных приставов-исполнителей по месту жительства (пребывания) осужденного.
При неисполнении осужденным приговора штраф, назначенный в качестве основного вида наказания, подлежит замене другим видом наказания по представлению судебного пристава.
Кроме того, законопроектом предлагается определить основания и порядок предоставления осужденному рассрочки и отсрочки уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного вида наказания.
Внесение предлагаемых изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство требует внесения корреспондирующих изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В связи с этим одновременно с законопроектом вносится проект федерального закона, в котором предлагается внесение изменений в указанные законодательные акты.
Внесение в действующее законодательство предлагаемых изменений создаст условия, стимулирующие осужденного к самостоятельному отбытию приговора, предусматривающего наказание в виде штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, а также исключит возможность уклонения от отбытия приговора без наступления негативных последствий и обеспечит полную реализацию принципа неотвратимости наказания.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.