Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в строительство объектов капитального строительства "Строительство двух новых современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания"
(подготовлен Минобрнауки России 03.07.2020 г.)
В рамках федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта "Наука" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" с 2020 года планируется реализация проекта "Строительство двух новых современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания" (далее - проект) в рамках которого запланировано строительство двух многофункциональных научно-исследовательских судов (далее - МФНИС, объект).
В соответствии с проектом постановления заказчиком (застройщиком) определено - федеральное государственное бюджетное учреждение научного обслуживания Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук, г. Владивосток.
Реализация проекта позволит создать техническую основу для практической реализации положений Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июня 2015 г.
В настоящее время научно-исследовательский флот Минобрнауки России насчитывает 13 научно-исследовательских судов, общим водоизмещением более 40 тысяч тонн.
Практически все эти суда построены за рубежом и спроектированы по техническим требованиям конца семидесятых начала восьмидесятых годов прошлого века и сданы в эксплуатацию в этот период времени. По требованиям сегодняшнего дня все они имеют неэкономичные силовые энергетические установки, оборудованы маломощными и малопроизводительными техническими средствами, судовые системы и механизмы имеют минимальную автоматизацию, что приводит к необходимости держать на судах увеличенный, по сравнению с современными иностранными судами, состав экипажа. Указанные обстоятельства приводят к значительному увеличению стоимости содержания самих судов и выполняемых ими морских научных работ и как следствие, низкой конкурентоспособности на внешнем рынке услуг. При этом постоянно увеличивается средний возраст судов, который сейчас перешагнул 35-летний рубеж при заложенном сроке эксплуатации 30 лет, что отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках судов. Средний износ научного флота превышает 75%.
В настоящее время, установленные на судах главные и вспомогательные дизельные двигатели выработали свой ресурс и требуют капитального ремонта. Большинству, установленному на судах оборудованию, необходим агрегатный ремонт. Замеры остаточных толщин корпусных конструкций судов показывают близкие к критическим значения. Также, к критическим значениям приближается выработка элементов валолинии многих судов.
Еще одной существенной проблемой является несоответствие технического состояния научно-исследовательских судов актуальным требованиям международных конвенций СОЛАС-74, МАРПОЛ-73/78, КТМС-2006, Резолюции МЕРС.264 (68) "Международный кодекс для судов, эксплуатирующийся в полярных водах (Полярный кодекс).
Однако, еще хуже обстоит дело с оснащением судов измерительной научной аппаратурой. Установленное на судах научное оборудование физически и морально устарело, что не позволяет производить требующиеся наблюдения на современном уровне.
В целях сохранения научно-исследовательского флота как эффективного инструмента проведения морских экспедиционных исследований, экономически необходимым является строительство новых многофункциональных научно-исследовательских морских судов.
В рамках федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта "Наука" планируется решить проблему старения научного флота, решить задачи, связанные с морскими научными исследованиями.
Строящиеся суда предназначаются для проведения в Мировом океане различного вида научно-исследовательских работ, фундаментального и прикладного значения, включая физические, химические, биологические, метеорологические, геологические, геофизические и другие виды исследований.
Строительство двух новых МФНИС неограниченного района плавания, оснащённых современным научным оборудованием расширят возможности и конкурентоспособность российского научного флота.
Реализация проекта позволит получить ценные научные данные для изучения глобальных процессов планеты, повысить объемы и достоверность информации, необходимой для обеспечения хозяйственной деятельности в Мировом океане, в частности на арктическом шельфе.
Востребованность судов данного типа велика, поскольку планируются большие объемы работ народнохозяйственного и оборонного значения.
В настоящее время на разработанную акционерным обществом "Центральное конструкторское бюро "Лазурит" проектную, техническую и иную документацию строительства МФНИС получено заключение Российского морского регистра судоходства от 28.05.2020 N 170-312-06.123-126783, которая утверждена распоряжением Минобрнауки России от 18.06.2020 N 240-р со следующими технико-экономическими показателями:
Основные характеристики судна:
Длина судна наибольшая - 122,5 м;
Ширина судна наибольшая - 20,0 м;
Высота борта - 10,0 м;
Осадка по ЛГВ - 5,6 м;
Дедвейт - 1493,2 т;
Мощность суммарная - 7840 кВТ;
Экипаж - 35 чел/спец персонал - 45 чел;
Сметная стоимость строительства двух судов составляет - 25 358 800,0 тыс. рублей в ценах 2020 года.
Проектом постановления на проведение строительно-монтажных работ Минобрнауки России предусмотрены следующие объемы бюджетных ассигнований (в ценах соответствующих лет): на 2020 год - 720 000,0 тыс. рублей, на 2021 год - 7 889 122,7 тыс. рублей, на 2022 год - 5 454 013,5 тыс. рублей, на 2023 год - 9 058 025,6 тыс. рублей и на 2024 год - 4 454 526,8 тыс. рублей.
При расчете паспорта инвестиционного проекта применялись индексы-дефляторы, доведенные письмом Минэкономразвития России от 24.09.2019 N 32154-ПБ/Д03.
Завершить строительство двух МФНИС и оснастить их современным научным оборудованием планируется в 2024 году, при этом ввод в эксплуатацию МФНИС запланирован на 2025 год.
Проект постановления соответствует указу Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", также имеется поручение Председателя Правительства Российской от 4 апреля 2018 г. N ДМ-П8-1865.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и ответственность за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Данный проект постановления Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.