Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в части обследования объектов, из которых товары, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), вывозятся в государства-импортеры"
(подготовлен Минсельхозом России 06.07.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в части обследования объектов, из которых товары, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), вывозятся в государства-импортеры" (далее - законопроект, Закон "О ветеринарии") разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ) в части достижения к 2024 году установленных Указом объемов экспорта.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 4 июня 2020 г. N ВА-П11-6018 законопроект доработан с учетом замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается обеспечение исполнения обязательств Российской Федерации, принятых при присоединении к Всемирной торговой организации (далее - ВТО), в части осуществления государственного ветеринарного контроля (надзора) за организациями и лицами, вывозящими и (или) планирующими вывозить подконтрольные товары в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (далее - государства-импортеры).
Согласно обязательству, содержащемуся в параграфе 1009 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО, представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения к ВТО при применении статьи 3.1 Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее - Соглашение ВТО по СФС) все санитарные и фитосанитарные меры, принятые Российской Федерацией или компетентными органами Таможенного (Евразийского экономического) союза, будут основываться на международных стандартах, руководствах или рекомендациях, предусмотренных Соглашением ВТО по СФС, к которым относятся стандарты, руководства и рекомендации Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) и Комиссии Кодекс Алиментариус.
Пунктом 2 статьи 3.2.7 Кодекса здоровья наземных животных Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) установлено, что в случае экспорта пищевых продуктов животного происхождения ветеринарный орган должен доказать, что располагает полной нормативно-правовой базой, позволяющей данным органам проверять соблюдение санитарно-гигиенических правил в отношении данных товаров и подвергать их проверке на соответствие стандартам Кодекса Алиментариус и МЭБ (или эквивалентным). Должны действовать системы контроля, позволяющие ветеринарному органу экспортирующей страны выдавать разрешения на использование помещений, служащих целям экспорта. Ветеринарная служба должна быть в состоянии проводить исследование и обработку экспортных продуктов, контроль их перевозки, условий обращения и хранения, а также инспектирование на всех этапах экспортной цепи. Нормативно-правовая база по экспорту должна определять условия вывоза за рубеж животных, продуктов, полученных от животных, и кормов.
Соблюдение указанного положения позволит Российской Федерации гарантировать компетентным органам государств-импортеров безопасность подконтрольных товаров.
Пунктом 5.2 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - пункт 5.2 Положения), установлено, что экспортер обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства государства-импортера.
Необходимость принятия законопроекта также продиктована тем, что национальное законодательство ряда государств-импортеров (Азербайджан, Бахрейн, Бразилия, Вьетнам, Грузия, государства Европейского союза, Египет, Иран, Ирак, Катар, Китайская Народная Республика, Куба, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Корея, Сингапур, Турция, Япония) предусматривает, что импортируемые подконтрольные товары животного происхождения должны вывозиться в государства-импортеры с аттестованных (обследованных) объектов, связанных с содержанием животных, производством, переработкой и (или) хранением подконтрольных товаров (далее - объекты). Информация о таких Объектах подлежит постоянной актуализации.
Принятие законопроекта позволит отечественным производителям исполнить требования государств-импортеров и тем самым повысить свой экспортный потенциал. Это, в свою очередь, положительно повлияет на динамику беспрепятственного продвижения товаров отечественного производства на рынки государств-импортеров.
Предлагаемые законопроектом положения соответствуют нормам Соглашения ВТО по СФС и направлены на упрощение для российских экспортеров процедур контроля, инспектирования и одобрения, применяемых государствами-импортерами в соответствии с приложением С к Соглашению ВТО по СФС.
Урегулирование вопроса экспорта животных и продукции животного происхождения в рамках заключения отдельных международных договоров с каждым государством-импортером российской животноводческой продукции будет являться дополнительным основанием для затягивания потенциальными импортерами переговорного процесса, что в корне противоречит поставленной руководством страны задаче по наращиванию экспортного потенциала.
При этом определение единых, четких и прозрачных требований к процедурам обследования объектов перед вывозом подконтрольных товаров в ветеринарном законодательстве Российской Федерации, позволит избежать необоснованных претензий к российским экспортерам со стороны ветеринарных служб государств-импортеров.
Статьей 1 законопроекта уточняются предусмотренные статьей 3 Закона "О ветеринарии" полномочия Российской Федерации, касающиеся утверждения порядка проведения обследования объектов - хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность связанную с содержанием и выращиванием животных, производством, переработкой и (или) хранением подконтрольных товаров, вывозимых в государства-импортеры (далее - объекты), на соответствие ветеринарным требованиям государств-импортеров либо ветеринарным требованиям иных государств, признаваемым государствами-импортерами (далее- обследование объектов, ветеринарные требования), в том числе оформления результатов обследования, а также полномочий по проведению такого обследования.
Согласно законопроекту, соответствие объектов ветеринарным требованиям устанавливается по результатам их обследования. Обследование объектов будет проводиться в соответствии с порядком обследования объектов, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также учитывается, что обследование объектов проводится:
а) по заявлению собственников либо арендаторов объектов применительно к виду подконтрольного товара и государствам-импортерам;
б) при получении федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора информации от компетентных органов государств-импортеров о несоответствии объектов и (или) подконтрольных товаров, вывезенных из объектов, ветеринарным требованиям.
Законопроектом предусматривается, что обследование Объектов осуществляется на безвозмездной основе.
Законопроектом определяется, что по результатам обследования объекты признаются соответствующими ветеринарным требованиям либо в отношении них устанавливаются условия, при выполнении которых объекты будут соответствовать ветеринарным требованиям.
Законопроектом определяется, что обследование объектов не проводится, если ветеринарные требования соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям.
Законопроектом также предусмотрено, что информация об объектах и о результатах их обследования будет содержаться в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии в соответствии со статьей 41 Закона "О ветеринарии".
Кроме того, Россельхознадзором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будут размещаться ветеринарные требования с указанием информации об их соответствии установленным в Российской Федерации требованиям.
Статьей 2 законопроекта устанавливается требование о том, объекты не подлежат обследованию на соответствие ветеринарным требованиям в случае, если информация о соответствии таких объектов ветеринарным требованиям включена в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии до вступления в силу законопроекта.
Законопроект содержит обязательные требования, соответствие которым проверяется в рамках обследования объектов. Ответственность за нарушение обязательных требований не предполагается. Несоответствие объектов ветеринарным требованиям может повлечь невозможность экспорта товаров с таких объектов с учетом пункта 5.2 Положения, в том числе на основании решения компетентного органа государства-импортера.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться Россельхознадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Россельхознадзора, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Россельхознадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.