Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О защите конкуренции"
(подготовлен ФАС России 09.07.2020 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Проект) предусматривает приведение содержания статьи 18 в соответствие с требованиями, закрепленными иными законодательными актами.
Так, содержание статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предусматривающей требование о том, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для оказания определенных финансовых услуг, среди которых открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам, не содержит указаний на то, что данное требование не подлежит применению в каких-либо случаях, в том числе предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем, в настоящее время отдельные отраслевые федеральные законы могут содержать в себе положения, определяющие иной порядок приобретения финансовых услуг.
В частности, в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в целях привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу все участники долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу. При этом, участники долевого строительства, которыми могут являться лица, указанные в статье 18 Закона о защите конкуренции, не осуществляют самостоятельного выбора кредитной организации для заключения договора на открытие счета эскроу, в связи с чем требования указанной статьи Закона о защите конкуренции не применимы к рассмотренной ситуации.
Одновременной целью Проекта является необходимость приведения положений статьи 18 Закона о защите конкуренции в соответствие с одобренными Правительством подходами к либерализации правил допуска кредитных организаций к отдельным видам деятельности.
Так, согласно поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 13 сентября 2019 г. N СА-П13-7834 (далее - Поручение), направленному по итогам рассмотрения доклада по вопросам создания конкурентных условий допуска кредитных организаций к оказанию некоторых видов банковских услуг и участию в программах льготного финансирования (далее - Доклад), подготовленного в рамках реализации пункта 1 подраздела XIV раздела II Плана мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р, Минфину России, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и Банку России было поручено привести действующие законодательные акты в соответствие с концепцией о необходимости либерализации подходов для допуска кредитных организаций к отдельным видам деятельности путем отказа от использования завышенных требований, применение которых не дает качественную оценку эффективности финансовой организации, а представляет собой необоснованный барьер, ограничивающий число допускаемых участников рынка.
На основании изложенного разработанный Проект направлен на приведение статьи 18 Закона о защите конкуренции в соответствие с одобренным Правительством Российской Федерации подходом о либерализации правил допуска кредитных организаций к отдельным видам деятельности.
В частности, согласно предлагаемым Проектом изменениям в качестве основного требования к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации возможно будет применять уровень кредитного рейтинга кредитных рейтинговых агентств.
При этом применение требований об определенном размере уставного капитала, собственных средств, активов, о наличии соответствия иным характеристикам финансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, а также требование о наличии участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и (или) Банка России в уставном капитале финансовой организации, а также наличии филиалов, представительств, иных структурных подразделений вне места оказания финансовой услуги будут являться недопустимыми, что будет отвечать поставленной в Поручении задаче.
Проект требует особого порядка вступления в силу ввиду необходимости предоставления переходного периода, в течение которого будет дана возможность оптимизации конкурсной документации тем органам и(или) организациям, которые планируют проведение соответствующих конкурсных мероприятий.
В Проекте отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Проекта не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, увеличения расходов (уменьшение расходов) бюджетов различного уровня, не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.