Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 16.07.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 16 раздела II плана мероприятий по реализации в 2020 - 2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 22 февраля 2019 г. N 265-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 мая 2020 г. N 1452-р).
Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью выработки механизма обеспечения надлежащего контроля за временным пребыванием иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в том числе с целью осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора или гражданско-правового договора без получения разрешительных документов в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Существует ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленную из них составляют граждане государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), которых по состоянию на 1 марта 2020 года на территории Российской Федерации находилось около 2,5 миллионов человек.
Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявляются опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, а отсутствие возможности идентификации по биометрическим персональным данным существенно затрудняет реализацию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также работу по обнаружению лиц, находящихся в розыске, причастных к деятельности террористических организаций, прежде всего, из-за изменения иностранными гражданами своих установочных данных и повторного въезда в Российскую Федерацию с новыми персональными данными.
Для решения указанных проблем законопроектом предлагается предусмотреть положения, обеспечивающие прохождение обязательной дактилоскопической регистрации, фотографирования и последующей биометрической идентификации, а также медицинского освидетельствования для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и находящихся на территории Российской Федерации длительный срок (свыше тридцати дней).
При этом в целях оперативного и качественного проведения обозначенных процедур предлагается привлечь к данной работе организации, находящиеся в ведении МВД России, и уполномоченные организации субъектов Российской Федерации с численностью населения более 10 миллионов человек без привлечения средств федерального бюджета.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающие, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в течение тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию пройти медицинское освидетельствование, а по истечении указанного срока обязан пройти процедуру государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования. При этом предусмотрены корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации".
Кроме того, предлагается осуществлять обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование иностранных граждан, обращающихся за получением разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности.
Также в целях реализации Договора о Евразийском экономическом союзе и повышения эффективности контроля за пребыванием трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС и членов их семей в Российской Федерации (далее - трудовые мигранты) предлагается установить, что срок временного пребывания трудового мигранта определяется сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора, заключенного трудовым мигрантом с работодателем или заказчиком работ (услуг), и продлевается на срок его действия.
При этом в случае заключения трудовым мигрантом таких договоров на неопределенный срок, срок временного пребывания трудового мигранта в России продлевается на срок до одного года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.
Кроме того, предлагается установить возможность продления срока временного пребывания в Российской Федерации отдельным категориям иностранных граждан, в том числе иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем получения визы, и являющимся членами семьи гражданина Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) повысит уровень санитарно-эпидемиологической безопасности, будет способствовать раскрываемости преступлений, существенно затруднит возможность сокрытия действительных персональных данных иностранными гражданами, в том числе членами международных террористических и иных преступных организаций, а также станет одним из элементов укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Принимая во внимание, что для реализации Федерального закона потребуется принятие подзаконных нормативных правовых актов, предусматривается вступление Федерального закона в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально - экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере миграции (в части осуществления федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации.
В целях предотвращения нарушений требований законопроекта, на основе анализа правоприменительной практики будут выработаны предложения, устанавливающие соответствующие меры ответственности для иностранных граждан.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.