Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии"
(подготовлен Минсельхозом России 24.07.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2015 г. N Пр-2006 в целях обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон), направленные на регулирование отношений, связанных с маркированием и учетом животных, определением зоосанитарного статуса объектов, на территории которых осуществляются содержание и разведение животных, убой животных, производство, переработка, хранение подконтрольных товаров (далее - объекты), осуществлением переданных полномочий в области ветеринарии и государственного ветеринарного надзора.
В частности, законопроектом вводятся понятия маркирования и учета животных. Положения действующего законодательства Российской Федерации не позволяют осуществить прослеживаемость подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров, что влечет невозможность оперативного выявления источника распространения заболеваний животных, в том числе общих для человека и животных, в случае возникновения их вспышек. Информация о маркированных животных будет содержаться в единой базе Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее - ФГИС). Предлагаемые законопроектом нормы, регулирующие осуществление маркирования и учета животных, позволят специалистам государственной ветеринарной службы оперативно выявлять источники, негативно повлиявшие на эпизоотическую ситуацию или пищевую безопасность, с целью их устранения.
Предлагается исключить из Закона термин "идентификация", так как данное понятие означает "отождествление", соответственно этот процесс непрерывный и может осуществляться кем угодно (отождествление животного с информацией о нем).
Маркирование представляет собой нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного визуальных или смешанных (сочетание визуального и электронного) средств идентификации и является обязанностью владельцев животных.
На сегодняшний день количество основных видов животных в соответствии со статистическими данными составляет:
N |
Вид животного |
Количество в сельскохозяйственных организациях |
В ЛПХ |
В КФХ |
Итого животных |
1 |
КРС тыс. голов) |
8355,8 |
8016,0 |
2379,8 |
18751,6 |
2 |
Свиньи (тыс. голов) |
18389,0 |
3194,4 |
97,4 |
22027,1 |
3 |
Овцы и козы (тыс. голов) |
4223,3 |
11488,0 |
102,2 |
24841,9 |
4 |
Лошади (тыс, голов) |
303,2 |
709,3 |
386,8 |
1381,3 |
5 |
Ослы (тыс. голов) |
0,1 |
8,4 |
0,2 |
8,7 |
6 |
Мулы и лошаки (тыс. голов) |
0,02 |
12,6 |
0,01 |
12,63 |
7 |
Верблюды (тыс. голов) |
5,3 |
0,8 |
0,6 |
6,7 |
8 |
Сев. олени (тыс. голов) |
1033,8 |
551,1 |
65,8 |
1650,7 |
9 |
Домашняя птица (тыс. голов) |
463580,0 |
88133,0 |
9568,0 |
561281,0 |
10 |
Кролики (тыс. голов) |
526,0 |
3098,4 |
285,4 |
3909,8 |
11 |
Пушные звери (тыс, голов) |
2327,1 |
215,5 |
88,1 |
2630,7 |
12 |
Пчелосемьи (тыс.) |
81,4 |
3002,5 |
127,5 |
3211,5 |
13 |
Рыба (тыс, тонн) |
573,0 |
|||
14 |
Иные водные животные (тыс. тонн) |
28,4 |
|||
15 |
Собаки (тыс. голов) |
12520,0 |
|||
16 |
Кошки (тыс. голов) |
17800,0 |
Ориентировочная стоимость средств маркирования: пластмассовая бирка: от 14 - 20 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению бирки составляет от 50 - 70 рублей;
подкожный микрочип: от 90 - 140 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению микрочипа составляет от 50 - 100 рублей;
болюс: от 150 - 200 рублей. Стоимость услуги по введению болюса составляет от 100 - 150 рублей;
татуирование и таврение: стоимость услуги составляет от 200 - 500 рублей;
кольцо: от 5 - 10 рублей. Стоимость услуги по кольцеванию составляет от 20 - 50 рублей;
ошейник: от 150 - 250 рублей за единицу.
Указанная стоимость услуг по маркированию рассчитана для сторонних получателей услуги, маркирование животных в хозяйствах будет осуществляться сотрудниками указанных хозяйств.
При осуществлении маркирования с привлечением организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, порядок определения платы за оказания такой услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Индивидуально будут маркироваться крупный рогатый скот, лошади, северные олени, овцы и козы.
Свиньи будут маркироваться следующим образом: племенные - индивидуально (около одного млн голов); товарные - групповым методом.
Учет животных будут осуществлять следующие категории лиц:
уполномоченные лица органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;
аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Учет животных будет осуществляться безвозмездно.
Ветеринарные правила маркирования и учета животных будут, в частности, устанавливать порядок и сроки осуществления маркирования и учета животных, случаи, в которых осуществляется групповое маркирование животных, типы и свойства используемых средств маркирования, перечень сведений, необходимых для учета животных. Установление исчерпывающего перечня средств маркирования в законопроекте избыточно. Указанное также обусловлено постоянно развивающимися информационными технологиями, в связи с чем типы электронных средств могут быть усовершенствованы.
Также законопроектом вносится изменение в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части закрепления на законодательном уровне фактически осуществляемых субъектами Российской Федерации полномочий по учету животных. В настоящее время учет животных осуществляется в соответствии с Инструкцией по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, утвержденной Минсельхозом СССР 3 сентября 1975 г.
После принятия законопроекта учет животных будет осуществляться путем представления во ФГИС информации о маркированных животных.
Законопроектом устанавливается поэтапное проведение учета животных различных видов, а также срок, в течение которого животные, рожденные или ввезенные в Российскую Федерацию до вступления в силу законопроекта, подлежат учету.
Принимая во внимание, что учет животных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями в настоящее время осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им на осуществление деятельности, выделение дополнительных финансовых средств на реализацию положений законопроекта не потребуется.
По результатам правоприменительной практики выявлено негативное влияние положений Закона в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" на эффективность осуществления переданных полномочий, что повлекло ухудшение эпизоотической ситуации на территории Российской Федерации.
В частности, изъятие у Минсельхоза России полномочий по согласованию структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, привело к реорганизации уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем присоединения их к иным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потере их самостоятельности.
Так, в адрес Минсельхоза России поступили сообщения о негативном влиянии реорганизации уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление ими деятельности в области ветеринарии, в том числе переданных полномочий, в Забайкальском крае, Республике Хакасия, Республике Тыва, Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Калининградской области, Псковской области. Отсутствие статуса самостоятельного органа исполнительной власти привело к ухудшению финансового, материально-технического и кадрового обеспечения Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и, как следствие, ослаблению обеспечения ветеринарной безопасности.
Уполномоченный в области ветеринарии орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, должен быть самостоятельным и обладать статусом юридического лица, что позволит оперативно и в полном объеме осуществлять переданные федеральные полномочия, а также возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации иные полномочия в области ветеринарии. В частности, уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не должны осуществлять никаких других функций, кроме тех, которые закреплены Законом о ветеринарии и Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К таким функциям относятся: участие в реализации федеральных мероприятий в области ветеринарии на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными.
Принимая во внимание, что уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения являются составной частью системы Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона), а руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере ветеринарии должен обладать соответствующим образованием и познаниями в сфере ветеринарии, законопроектом устанавливается необходимость согласования квалификационных требований к руководителям органов исполнительной власти в сфере ветеринарии с федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии.
Вышеуказанные изменения обеспечат контроль над эпизоотической ситуацией как в отдельных субъектах Российской Федерации, так и на территории всей страны, а также позволят укрепить ее продовольственную безопасность.
Кроме того, законопроектом регламентируется порядок определения зоосанитарного статуса объектов.
Законопроектом предусматривается, что объекты могут быть отнесены к незащищенным объектам, объектам низкого, среднего либо высокого уровня зоосанитарной защиты, при этом определение зоосанитарного статуса производится в зависимости от уровня зоосанитарной защиты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора, а также ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.
Также законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 8 Закона в части установления особенностей осуществления государственного ветеринарного надзора и в статью 9 Закона в части уточнения прав должностных лиц органов государственного ветеринарного надзора.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в соответствии с которым особенности осуществления государственного ветеринарного надзора (за исключением государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации) могут устанавливаться другими федеральными законами, в частности Законом. Внесение данного изменения сопряжено с положениями законопроекта, предусматривающими установление возможности незамедлительного проведения внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ (в части угрозы возникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных) и пунктом 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, с извещением прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного ветеринарного надзора, при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований предусматривается статьей 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета, а также не приведет к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.