Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
(подготовлен Минздравом России 24.07.2020 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Статья 1
Статью 19 Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3033; 2007, N 31, ст. 4010) изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Охрана здоровья работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
1. Охрана здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (далее - работники), включает:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры;
обязательные предсменные и послесменные медицинские осмотры работников, занятых на подземных работах, проводимые до и при необходимости после рабочей смены соответственно с учетом положений статьи 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации;
профилактические медицинские осмотры, диспансеризацию и диспансерное наблюдение;
медицинскую помощь, в том числе при профессиональных заболеваниях;
разработку и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья, направленных на информирование работников о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом;
послесменную реабилитацию.
2. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников включают в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
3. Предсменные медицинские осмотры проводятся в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, и включают в себя сбор жалоб, измерение температуры тела, пульса на периферических артериях, артериального давления, определение паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также внешних признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Порядок проведения обязательных предсменных и послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах, в том числе с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Работникам, занятым на подземных работах, проходящим предсменные и послесменные медицинские осмотры с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, не менее двух раз в год проводятся химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
4. Послесменная реабилитация работников включает в себя медицинские, психологические и иные мероприятия, направленные на восстановления физических или психофизиологических нарушений, вызванных вредными условиями труда. Методические рекомендации по проведению послесменной реабилитации работников, включающие показания к послесменной реабилитации, ее продолжительность, перечень категорий работников, подлежащих послесменной реабилитации, рекомендуемый порядок и условия проведения послесменной реабилитации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения работников осуществляются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Медицинская помощь работникам, в том числе при профессиональных заболеваниях, оказывается в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
6. Расходы на мероприятия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, возмещаются за счет средств организаций угольной (сланцевой) промышленности, за исключением профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и медицинской помощи работникам, оказываемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности""
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"" (далее - проект федерального закона) разработан в целях реализации абзаца 3 подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23.08.2019 N Пр-1707 по итогам встречи с руководителями угледобывающих регионов, которым указано на необходимость обеспечения внесения подготовленных при участии Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих установление порядка и определение условий проведения после рабочей смены реабилитации (в том числе медицинской) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проведения ежегодной диспансеризации и лечения этих работников.
Проектом федерального закона определяются основные составляющие охраны здоровья работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, в числе которых:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры;
обязательные предсменные и послесменные медицинские осмотры работников, занятых на подземных работах;
профилактические медицинские осмотры, диспансеризацию, диспансерное наблюдение;
медицинская помощь, в том числе при профессиональных заболеваниях;
разработка и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья, направленных на информирование работников о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом;
послесменная реабилитация.
Предсменные медицинские осмотры проводятся в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, и включают в себя сбор жалоб, измерение температуры тела, пульса на периферических артериях, артериального давления (необходимо для работников, которые по итогам предварительных, периодических медицинских осмотров, а также по результатам профилактических медицинских осмотров и диспансеризации отнесены к группе риска по сердечно-сосудистым заболеваниям), определение паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также внешних признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Проект федерального закона закрепляет полномочия по утверждению соответствующих порядков медицинских осмотров, а также полномочия по утверждению методических рекомендаций для послесменной реабилитации. Послесменная реабилитация работников, согласно проекту федерального закона, включает в себя медицинские, психологические и иные мероприятия, направленные на восстановления физических или психофизиологических нарушений, вызванных вредными условиями труда. Методические рекомендации по проведению послесменной реабилитации работников, включающие показания к послесменной реабилитации, ее продолжительность, перечень категорий работников, подлежащих послесменной реабилитации, рекомендуемый порядок и условия проведения послесменной реабилитации, будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Закрепляется возможность проведения обязательных предсменных и послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах, с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно законопроекту проведение профилактические медицинские осмотры, диспансеризации, диспансерного наблюдения работников осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Медицинская помощь работникам, в том числе при профессиональных заболеваниях, оказывается в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Таким образом, устанавливается, что профилактические медицинские осмотры, диспансеризация, диспансерное наблюдение и медицинская помощь работникам оказываются в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ диспансеризация работников проводится не реже одного раза в два года. Вместе с тем, в настоящее время диспансеризация проводится всем гражданам Российской Федерации в соответствии с Порядком проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденным приказ Минздрава России от 13.03.2019 N 124н. Профилактический медицинский осмотр проводится ежегодно в качестве самостоятельного мероприятия, а также в рамках диспансеризации и диспансерного наблюдения (при проведении первого в текущем году диспансерного приема (осмотра, консультации). Диспансеризация проводится 1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно и ежегодно в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан.
Таким образом, закрепление в проекте федерального закона нормы о проведении диспансеризации раз в два года для работников, фактически, привело бы к уменьшению объема их прав применительно к профилактическим медицинским осмотрам и диспансеризации.
Кроме того, проектом федерального закона устанавливается, что работникам бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи проводятся профилактические медицинские осмотры, диспансеризация, диспансерное наблюдение, а также оказывается медицинская помощь. Расходы на иные меры в рамках охраны здоровья работников, предусмотренные частью 1 проектной статьи 19, возмещаются за счет средств организаций угольной (сланцевой) промышленности.
Статьей 2 законопроекта установлено, что Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, что, по мнению предприятий угольной отрасли, необходимо для завершения всех организационных мероприятий, направленных на реализацию норм законопроекта (в том числе для организации технических условий для проведения медицинских осмотров с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников).
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности""
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности""
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности""
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"" (далее - проект федерального закона) не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение полномочий по изданию предусмотренных законопроектом порядков медицинских осмотров, а также закрепления полномочий по изданию методических рекомендаций по послесменной реабилитации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения обязательных предсменных и послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах, работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка проведения обязательных предсменных и послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах, работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению послесменной реабилитации работников, включающие показания к послесменной реабилитации, ее продолжительность, перечень категорий работников, подлежащих послесменной реабилитации, рекомендуемый порядок и условия проведения послесменной реабилитации"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление рекомендаций по проведению послесменной реабилитации работников, включающие показания к послесменной реабилитации, ее продолжительность, перечень категорий работников, подлежащих послесменной реабилитации, рекомендуемый порядок и условия проведения послесменной реабилитации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.