Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и в Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 29.07.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и в Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" подготовлен в целях защиты прав застрахованных лиц в случае неправомерного перевода средств пенсионных накоплений.
Согласно Федеральному закону от 24.06.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 111-ФЗ) и Федеральному закону от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) при досрочном переходе застрахованного лица к другому страховщику (далее - досрочный переход), средства пенсионных накоплений передаются без учета результата их инвестирования, а удержанная сумма (результат инвестирования) направляется в резерв по обязательному пенсионному страхованию (далее - РОПС) предыдущего страховщика.
Вместе с тем, если впоследствии договор об обязательном пенсионном страховании будет признан судом недействительным с соответствующим возвратом средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику, для полного восстановления прав застрахованных лиц было бы целесообразным вернуть и учесть на пенсионном счете накопительной пенсии (индивидуальном лицевом счете) застрахованного лица также инвестиционный доход, изъятый при досрочном переходе застрахованного лица к новому страховщику и зачисленный ранее в РОПС предыдущего страховщика.
Однако, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе Федеральным законом N 111-ФЗ и Федеральным законом N 75-ФЗ, не установлена возможность возврата из РОПС удержанного в связи с досрочным переходом лица инвестиционного дохода в качестве последствия признания договора об обязательном пенсионном страховании недействительным.
Восстановление на пенсионном счете накопительной пенсии или на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица удержанных в результате досрочного перехода средств пенсионных накоплений в настоящее время осуществляется в судебном порядке. Однако, в отдельных случаях имеют место отказы судебных органов в удовлетворении требований граждан о восстановления на их счетах ранее изъятого в РОПС инвестиционного дохода.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается в случае признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании (с соответствующим возвратом от негосударственного пенсионного фонда предыдущему страховщику незаконно переведенных средств пенсионных накоплений) обязать страховщиков (от которых были переведены пенсионные накопления граждан по признанному судом недействительному договору по обязательному пенсионному страхованию) восстанавливать (из РОПС) на счете застрахованного лица сумму изъятого при досрочном переходе инвестиционного дохода.
В этой связи, законопроектом вносятся изменения в статьи 201 и 366-1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" и в статьи 301 и 341 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", дополняя перечень направлений использования средств РОПС и устанавливая обязанность предыдущего страховщика в случае поступления средств пенсионных накоплений в связи с признанием судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным восстановить удержанные в результате досрочного перехода средства пенсионных накоплений в полном объеме.
Кроме того, законопроектом вносится изменение в статью 366 Федерального закона N 75-ФЗ, в соответствии с которым в связи с признанием судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, уплачиваемые негосударственным пенсионным фондом в соответствии с указанной статьей Федерального закона N 75-ФЗ проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств такого фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, направляются предыдущему страховщику для учета последним указанных сумм в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица либо на пенсионном счете накопительной пенсии соответствующего застрахованного лица. В настоящее время указанные суммы направляются в РОПС предыдущего страховщика.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также не окажет влияния на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.