Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 30.07.2020 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен Минтрансом России во исполнение пункта 2.1 раздела 2 протокола совещания под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 17 апреля 2018 г. N ЮТ-П9-25пр.
Указанный проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет установления новых обязательных требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) (в соответствии с пунктом 3б перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N Пр-294).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
По результатам проведенного анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость предлагаемых проектом федерального закона изменений правового регулирования, выявлена необходимость внесения изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части закрепления требований к содержанию декларации о намерениях инвестирования в строительство объектов инфраструктуры морского порта и порядок ее согласования, а также закрепления правовых механизмов, устанавливающих обязанность инвестора по осуществлению строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры морского порта, а также осуществлению инвестиций в установленные сроки и достаточном объеме.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта.
Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Пунктом 2.1 раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 17 апреля 2018 г. N ЮТ-П9-25пр Минтрансу России поручено подготовить проект федерального закона, предусматривающего обязательность заключения с хозяйствующими субъектами, планирующими и реализующими инвестиционные проекты в морских портах Дальнего Востока и на прилегающих к ним территориях, соглашений, обязывающих их в том числе к соблюдению графика и объема инвестиций, а также предусматривающих ответственность за неисполнение установленных соглашениями обязательств, включая расторжение соглашений, договоров аренды земельных участков или государственного и муниципального имущества.
В последнее время в морских портах увеличилось число инвестиционных проектов, реализация которых приостановлена инвестором на неопределенный срок. В связи с этим земельные участки, предоставленные инвесторам для реализации проектов, ими не используются. В настоящее время, к примеру, приостановлена реализация инвесторами проектов на Дальнем Востоке (4 проекта) и в Азово-Черноморском бассейне (2 проекта) из-за отсутствия у инвесторов возможности финансирования указанных проектов. При этом законодательные механизмы урегулирования взаимоотношений с инвестором, не реализующим проект в установленный срок, отсутствуют.
В связи с этим представляется необходимым установить одинаковые условия строительства объектов инфраструктуры морского порта для всех портов Российской Федерации.
В настоящее время строительство (реконструкция) объектов инфраструктуры морского порта осуществляется на основании разработанной инвестором, планирующим реализацию проектов по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры морского порта, и согласованной Росморречфлотом декларации о намерениях инвестирования в строительство объектов инфраструктуры морского порта. Данная декларация разрабатывается в соответствии с Типовым положением по разработке и составу ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденным письмом Минстроя России от 17 марта 1997 г. N 9-4/29, а также с учетом требований стандарта организации "Положения о порядке разработки и согласования Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта" СтО 14649425-0002-2016, утвержденного приказом ФГУП "Росморпорт" от 24 июня 2016 г. N 294.
Пунктом 5 Положения установлен состав и содержание декларации, которая включает в себя информацию о местоположении намечаемого к строительству объекта, его роль и место в транспортной системе региона, включая данные о земельных участках, достаточности автомобильных и железнодорожных подходов, обоснование грузовой базы, технической возможности и экономической целесообразности реализации проекта, а также обоснование места размещения объекта.
При обосновании места размещения объекта, планируемого к строительству в рамках реализации инвестиционного проекта, частный инвестор описывает существующее землепользование на территории (естественные и инженерные условия) с указанием собственников и пользователей земельных участков, обосновывает общую потребность в земельных участках, включая земли санитарно-защитной зоны, необходимые для размещения объектов, необходимость изъятия земельных участков для государственных (и иных) нужд, а также описывает предполагаемое использование земельных участков на этапе строительства и эксплуатации, порядок формирования земельных участков, необходимых для размещения объектов, наличие в районе строительства особо охраняемых природных территорий и курортных зон.
Следует отметить, что данные документы носят рекомендательный характер. При этом указанное типовое положение Минстроя России требует обновления и комплексной переработки в связи со сроком, прошедшим с момента его утверждения.
При этом предусмотренная данными документами декларация не содержит и не устанавливает какие-либо обязательства инвестора по реализации инвестиционного проекта.
Нормативное закрепление требований к содержанию декларации и порядку ее согласования до настоящего времени не осуществлено.
В связи с этим и в целях исполнения пункта 2.1 раздела II указанного протокола Минтрансом России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на урегулирование правоотношений по реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры морских портов.
В соответствии с законопроектом предлагается установить положения,в соответствии с которыми решения Правительства Российской Федерации о создании морского порта и изменении границ территории морского порта в целях включения в них территории, предназначенной для строительства объектов инфраструктуры морского порта, принимаются при условии наличия согласованной
в установленном порядке декларации. Данные изменения предлагается внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрев дополнение его новой статьей 5.1.
Требования к содержанию указанной декларации и порядок ее согласования планируется утвердить приказом Минтранса России.
Также проектом федерального закона предусматривается после согласования декларации заключение соглашения, сторонами которого являются инвестор, Росморречфлот и администрация соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта.
В указанном соглашении предлагается предусмотреть обязанность инвестора осуществить деятельность, а также инвестиции в объеме и сроки, предусмотренные соглашением.
Кроме того, проектом федерального закона устанавливается порядок изменения и расторжения соглашения.
4. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" проект федерального закона был размещен на сайте regulation.gov.ru с 3 мая 2018 г. по 31 мая 2018 г. с целью публичного обсуждения.
По результатам публичного обсуждения по законопроекту поступили предложения от Фроловой М.В. (MVGorbulyova@rosatom.ru).
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона не приведет к увеличению доходов федерального бюджета.
6. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона направлено на устранение рисков нереализации частными инвесторами обязательств по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры морских портов, а также на единообразное регулирование правоотношений при реализации инвестиционных проектов для всех морских портов.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона:
не повлечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не повлечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
В июле 2019 г. в Аппарате Правительства Российской Федерации состоялось согласительное совещание по проекту федерального закона с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, по результатам которого замечания по нему были урегулированы.
Доработанный с учетом состоявшегося обсуждения проект федерального закона был направлен Аппаратом Правительства Российской Федерации на заключение в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
По проекту федерального закона Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации были представлены замечания (29 августа 2019 г.). В связи с этим проект федерального закона был возвращен из Аппарата Правительства Российской Федерации в Минтранс России для проработки и учета указанных замечаний (5 сентября 2019 г.). Проект федерального закона доработан Минтрансом России по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля,при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов,имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.