Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части установления особенностей банкротства организаций, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Дальнего Востока"
(подготовлен Минвостокразвития России 31.07.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части установления особенностей банкротства организаций, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Дальнего Востока" (далее - законопроект) разработан с целью создания правового механизма, защищающего организации, имеющие стратегическое значение для социально-экономического развития Дальнего Востока, от преднамеренного банкротства, а также и от злоупотреблений при рассмотрении дел о банкротстве указанных организаций.
Законопроект направлен на обеспечение защиты интересов государства в производстве стратегически важных товаров, работ и оказании услуг, имеющих ключевое значение для экономической безопасности российского Дальнего Востока, что будет играть особую роль в период восстановления экономики в посткарантинный период.
В соответствии с законопроектом к организациям, имеющим стратегическое значение для социально-экономического развития Дальнего Востока (далее - стратегические организации Дальнего Востока или должник), относятся юридические лица, включенные в перечень, утверждаемый Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, на основании определенных критериев (к которым, в частности, относятся регистрация организации на территории Дальневосточного федерального округа, а также то, что организация производит товары или оказывает услуги, имеющие стратегическое значение для социально-экономического развития Дальнего Востока).
Для достижения указанных целей законопроект предусматривает особый порядок подачи заявления в арбитражный суд о банкротстве стратегической организации Дальнего Востока, а также особенности проведения процедур в ходе рассмотрения дела о банкротстве указанных организаций.
В ходе рассмотрения дел о банкротстве стратегических организаций Дальнего Востока могут применяться все процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), за исключением мирового соглашения.
Необходимо отметить, что в ходе процедур банкротства стратегических организаций Дальнего Востока общее собрание кредиторов не созывается. Это предусмотрено для того, чтобы снизить роль возможных недобросовестных кредиторов в указанных процедурах.
Особая контрольная роль в процедурах банкротства стратегических организаций Дальнего Востока возложена на Правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока (далее - Правительственная комиссия). Предлагаемое регулирование целесообразно с точки зрения глубокой вовлеченности Правительственной комиссии в вопросы экономического развития Дальнего Востока.
Обеспечение деятельности Правительственной комиссии в вопросах банкротства стратегических организаций Дальнего Востока предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области управления федеральным имуществом (Росимущество). Также в соответствии с законопроектом предполагается, что Росимущество будет обращаться в арбитражный суд с ходатайствами и требованиями, необходимыми для реализации решений Правительственной комиссии в делах о банкротстве стратегических организаций.
В соответствии с законопроектом, лица, намеревающиеся подать в арбитражный суд заявление о банкротстве стратегической организации Дальнего Востока, должны предварительно получить согласие Правительственной комиссии на осуществление данного действия.
Это положение позволяет уже на начальном этапе защитить стратегические организации Дальнего Востока от необоснованных требований.
Далее, в соответствии с законопроектом, контрольная функция Правительственной комиссии реализуется в принятии ключевых решений как в рамках процедур при рассмотрении дел о банкротстве, так и в принятии решений о переходе от одной процедуры к другой.
Правительственная комиссия определяет кандидатуры арбитражных управляющих для их назначения арбитражным судом на всех этапах рассмотрения дела о банкротстве стратегической организации Дальнего Востока.
На этапе наблюдения Правительственная комиссия принимает решение о сроке, в течение которого кредиторы вправе предъявлять свои требования для включения в реестр требований к должнику, об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности должника и в конце этого этапа по результатам рассмотрения указанного плана принимает решение о целесообразности перехода к следующей процедуре - о введении финансового оздоровления или о введении внешнего управления, или если Правительственная комиссия придет к выводу, что финансовое положение должника не может быть исправлено в рамках применения ни одной из указанных процедур, то она принимает решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
На этапе финансового оздоровления Правительственная комиссия принимает решение о внесении изменений в график погашения задолженности, рассматривает отчеты арбитражного управляющего о ходе и результатах финансового оздоровления должника и по результатам такого рассмотрения принимает решение о введении внешнего управления должником (если, по мнению Правительственной комиссии, это может восстановить платёжеспособность должника), или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (если сделан вывод о нецелесообразности дальнейшего оздоровления должника), или об обращении с ходатайством в арбитражный суд о прекращении производства по делу о банкротстве (если финансовое оздоровление принесло положительный результата).
На этапе внешнего управления Правительственная комиссия утверждает план внешнего управления, рассматривает отчет арбитражного управляющего о результатах внешнего управления и по результатам такого рассмотрения принимает решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, или о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, или о направлении ходатайства в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Кроме того, на этапе внешнего управления Правительственная комиссия дает предварительное одобрение на продажу предприятия должника, продажу части имущества должника, на уступку прав требования должника, на размещение дополнительных обыкновенных акций должника и на замещение активов должника.
На этапе конкурсного производства Правительственная комиссия может принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет негативных последствий.
Также на указанном этапе Правительственная комиссия одобряет кандидатуру оценщика, привлекаемого конкурсным управляющим для определения стоимости имущества должника, и по результатам рассмотрения отчета оценщика устанавливает начальную цену продажи имущества должника, а также утверждает порядок его продажи.
Кроме того, Правительственная комиссия в ходе конкурсного производства имеет право принять решение о продаже любого объекта имущества или всего имущества должника без проведения торгов по цене, указанной в отчете оценщика.
Сделки по уступке прав требования должника, сделки, предусматривающие замещение активов должника, а также передачу кредиторам в качестве отступного имущества должника, совершаемые в рамках конкурсного производства, должны быть предварительно одобрены Правительственной комиссией.
Росимущество в рамках всех указанных процедур осуществляет текущий контроль за деятельностью арбитражных управляющих, получает от них отчетные документы и в ряде случае согласовывает их действия, а также направляет в арбитражный суд ходатайства и осуществляет иные процессуальные действия, вытекающие из решений Правительственной комиссии.
Кроме того, с целью исключения обстоятельств, ведущих к банкротству стратегических организаций Дальнего Востока, законопроект предусматривает возможность применения ряда мер поддержки указанных организаций.
В частности, предусмотрена возможность поддержки в виде установления особого порядка закупок товаров, работ, услуг у стратегических организаций Дальнего Востока, а также установление для указанных организаций льгот по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.