Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи"
(подготовлен Минкомсвязью России 04.08.2020 г.)
Проект федерального закона разработан во исполнение федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (пункт 1.47) "Внесены изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на усовершенствование требований к формированию инфраструктуры связи в зданиях и сооружениях (в том числе многоквартирных жилых домах)" и направлен на достижение ожидаемого результата данного мероприятия: "Установлен унифицированный, недискриминационный порядок доступа к объектам государственной и муниципальной собственности для целей размещения линий связи и средств связи как на внешних поверхностях, так и внутри соответствующих объектов".
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203, обеспечение прав граждан на доступ к информации определено одним из основных принципов такого развития, достигаемого в том числе за счет расширения и повышения доступности к информационной и телекоммуникационной инфраструктурам.
Концепцией создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2019 N 923, предполагается многократное увеличение числа базовых станций при развертывании сетей нового поколения. Задействованных в настоящее время объектов инфраструктуры объективно будет недостаточно и операторам связи потребуется осуществлять поиск новых площадок. Для этого наиболее оптимальным представляется использование зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Однако в настоящее время отсутствует унифицированный порядок взаимодействия между операторами связи и органами власти, а также подведомственными им государственными, муниципальными учреждениями, предприятиями, за которыми находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по вопросам размещения сооружений связи, средств связи и кабелей связи. Такой порядок устанавливается каждым органом власти самостоятельно, он может дополняться на практике новыми условиями и правилами. Это влияет на сроки рассмотрения обращений операторов связи, согласования и заключения (продления) договоров, что негативно сказывается на развитии сетей связи.
Так, например, Приказом МЧС России от 23.11.2018 N 523 "Об утверждении временного порядка согласования МЧС России решения о распоряжении федеральным недвижимым имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за территориальными органами МЧС России, федеральными бюджетными, автономными и казенными учреждениями, входящими в систему МЧС России, об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также о закреплении недвижимого имущества за территориальными органами МЧС России, федеральными бюджетными, автономными и казенными учреждениями, входящими в систему МЧС России" установлен в том числе порядок размещения оборудования связи на объектах недвижимого имущества МЧС России. Однако на практике пакет документов на размещение объектов связи в обязательном порядке необходимо дополнять позицией (мнением) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, решениями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем таких полномочий по согласованию решения о распоряжении имуществом федерального ведомства у данных региональных комиссий нет.
Размещение оборудования на объектах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации требует предварительного рассмотрения вопроса на Комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (пункт 2 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). В результате рассмотрение вопроса о размещении оборудования операторов связи может осуществляться более одного года.
Схожие проблемы у операторов связи по вопросам аренды недвижимого имущества существуют при взаимодействии и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Полномочия по распоряжению имуществом региональных органов власти предусмотрены статьей 26.12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Аналогичные полномочия местных органов власти предусмотрены статьями 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако только в некоторых субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления приняты нормативно-правовые акты, определяющие порядок доступа операторов связи к объектам недвижимости (Распоряжение Правительства Москвы от 29.11.2012 N 752-РП "Об утверждении Перечня объектов государственной собственности города Москвы для первоочередного размещения оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи"; Постановление Правительства Республики Бурятия от 07.04.2015 N 165 "Об утверждении положения о размещении базовых станций радиотелефонной связи и иных сетей связи на конструктивных элементах зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия"; Постановление Правительства Саратовской области от 12.01.2018 N 13-П "Об утверждении Правил предоставления государственного имущества в пользование в целях размещения сетей и сооружений связи"; Постановление Мэрии города Новосибирска от 28.09.2011 N 8998 "Об утверждении Порядка согласования размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска (в редакции от 05.08.2013)).
Отсутствие комплексного подхода к регулированию отношений по использованию государственного или муниципального имущества операторами связи делает процедуру заключения договоров непрозрачной.
Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного Кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам. В настоящее время операторами связи на государственной и муниципальной собственности размещено около 40 тысяч объектов связи. Общая сумма арендной платы составляет более 4,3 млрд. рублей в год. Зачастую, сложные бюрократические процедуры по заключению новых и продлению существующих договоров приводят к демонтажу объектов связи. В результате бюджеты всех уровней недополучают значительные средства. Так, за последние 3 года было демонтировано около 600 базовых станций операторов сотовой связи, в зоне действия которых граждане лишились доступа к услугам связи. Принятие законопроекта позволит конкретизировать полномочия по формированию неналоговых доходов от аренды имущества органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что будет способствовать повышению эффективности, собираемости и прозрачности таких доходов.
Также принятие законопроекта будет способствовать увеличению зоны покрытия, улучшению качества связи и сокращению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.