Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях"
(подготовлен Минюстом России 06.08.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях" (далее - проект постановления) разработан Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 28.11.2015 N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", который является структурообразующим документом, определяющим базовые принципы проставления апостиля в Российской Федерации.
Проставление штампа "апостиль" на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г. (далее - Конвенция).
Процедура проставления апостиля, сроки, перечень необходимых для проставления апостиля документов, параметры уплаты государственной пошлины, иные, возникающие в связи с проставлением апостиля вопросы, регулируются национальным законодательством государств - участников Конвенции.
Каждое государство - участник Конвенции самостоятельно определяет перечень органов, которым предоставлены полномочия по проставлению апостиля.
Проставление апостиля в Российской Федерации в настоящее время осуществляется следующими компетентными органами, уполномоченными на проставление апостиля на официальных документах в соответствии с установленной сферой деятельности, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 479: Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральным архивным агентством и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации и документов об ученых степенях, ученых званиях, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - компетентные органы).
Проектом постановления предусматривается утверждение компетентными органами своими нормативными правовыми актами порядка обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях (далее - Порядок).
Порядок будет устанавливать процедуру проставления апостиля на российских официальных документах в электронном виде, что позволит сделать ее более доступной для всех заинтересованных лиц, а также осуществлять дистанционное заверение официальных документов, подтверждать происхождение апостиля в онлайн-режиме, либо скачать проставленный апостиль вместе с документом в электронном формате с цифровым сертификатом подлинности.
Реализация проекта постановления направлена на улучшение прогнозов социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют положения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующих виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие постановления не потребует выделения дополнительных расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.