Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)"
(подготовлен Минфином России 07.08.2020 г.)
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)"
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082,) следующие изменения:
1) статью 30 дополнить новой частью тринадцатой следующего содержания:
"13. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиком таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является таможенный орган, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исполняется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, регулирующим исполнение федерального бюджета по расходам";
2) часть 4 статьи 48 изложить в следующей редакции:
"4. Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Кодекса Союза подтверждается Правительством Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, по заключению федеральных органов исполнительной власти, составленному в порядке и по форме, определенным Правительством Российской Федерации.";
3) в статье 50:
а) в части 2 слова "документом, выданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти" заменить словами "Правительством Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, по заключению федеральных органов исполнительной власти, составленному в порядке и по форме, определенным Правительством Российской Федерации";
б) часть 3 признать утратившей силу;
4) пункт 2 статьи 51 изложить в следующей редакции:
"2) непредставления на момент подачи заявления, предусмотренного частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, подтверждения Правительства Российской Федерации о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в части 4 статьи 48 и части 2 статьи 50 настоящего Федерального закона;";
5) в части 7 статьи 71 слова "производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" заменить словами "не производится";
6) часть 14 статьи 103 изложить в следующей редакции:
"14. Особенности проведения таможенного контроля в отношении товаров, декларирование которых осуществлялось в соответствии с настоящей статьей, могут определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.";
7) статью 104 изложить в следующей редакции:
"Статья 104. Таможенное декларирование и совершение таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Союза либо выпуск которых не производился
Таможенное декларирование, совершение иных таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Союза либо выпуск которых не произведен таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, и которые обнаружены таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Союза, осуществляется в соответствии с актами, составляющими право Союза.";
8) часть 2 статьи 109 признать утратившей силу;
9) часть 5 статьи 119 изложить в следующей редакции:
"5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, устанавливает в отношении товаров, перевозимых с использованием автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта порядок уведомления таможенным органом перевозчика о несовершении лицами, указанными в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 Кодекса Союза, таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием при завершении таможенной процедуры таможенного транзита.";
10) части 3 и 4 статьи 222 признать утратившими силу;
11) часть 1 статьи 225 признать утратившей силу;
12) статью 228 дополнить частью 9 следующего содержания:
"9. Случаи проведения камеральной таможенной проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.";
13) статью 278 дополнить новой частью 2.1 следующего содержания:
"2.1 Статистическая форма учета перемещения товаров не представляется на товары, перемещаемые физическими лицами Российской Федерации для личного пользования, на товары, не подлежащие учету в соответствии с методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Союза, утверждаемой Комиссией, на товары подлежащие декларированию в соответствии с международными договорами, на товары, содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, а также на отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации.";
14) статью 283 признать утратившей силу;
15) часть 5 статьи 317 изложить в следующей редакции:
"5. Порядок передачи на хранение задержанных товаров устанавливается Правительством Российской Федерации";
16) в статье 320:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) актами Правительства Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти в отношении отдельных категорий товаров, ограниченных в обороте или к обороту которых законодательством Российской Федерации установлены специальные требования.";
б) в части 3 слова "уполномоченным органом" заменить на слова "в соответствии с частью 2 настоящей статьи";
17) статью 322 признать утратившей силу;
18) часть 16 статьи 380 признать утратившей силу.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)" (далее - законопроект) подготовлен в рамках проведенной работы по выявлению и анализу проблемных вопросов, возникающих в процессе реализации норм Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В частности.
В соответствии с частью 4 статьи 48 и частью 3 статьи 50 Федерального закона Правительством Российской Федерации определяется перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, указанных в части 1 статьи 50 Федерального закона, а также порядков выдачи указанных подтверждений.
В то же время, необходимо учитывать, что в рассматриваемых случаях отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов могут запрашиваться на значительные суммы на срок до 6 месяцев и, в ряде случаев, в беспроцентном режиме, в связи с чем, принятие решений об их предоставлении и, следовательно, о наличии у плательщика таможенных пошлин, налогов соответствующих оснований, имеет существенное значение с точки зрения обоснованности и возможного влияния на полноту и своевременность поступления денежных средств в доходную часть федерального бюджета.
В связи с этим, законопроект предусматривает передачу полномочий по подтверждению наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Кодекса Союза, а также оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов на уровень Правительства Российской Федерации. При этом предусматривается, что такое подтверждение производится по представлению (заключению) федеральных органов исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Часть 7 статьи 71 Федерального закона предусматривает, что в случае, если в соответствии с ним плательщиком таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является таможенный орган, взыскание соответствующей задолженности производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако необходимо учитывать, что деятельность таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, правила финансирования из которого определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В связи с этим, необходимо отметить, что положения части 7 статьи 71 Федерального закона к настоящему времени не соответствуют действующему бюджетному законодательству Российской Федерации и требуют уточнения в целях приведения в соответствие с ним.
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 30 и 71 Федерального закона.
В соответствии с частью 14 статьи 103 Федерального закона Минфин России определяет особенности проведения таможенного контроля в отношении товаров, декларирование которых осуществлялось в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени.
Однако анализ правоприменительной практики показал, что установление особенностей проведения таможенного контроля в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемых в течение установленного периода времени, в настоящее время не требуется.
Законопроектом предлагается наделить ФТС России полномочием на определение указанных особенностей при необходимости.
Статья 104 Федерального закона закрепляет за Минфином России полномочия по определению порядка таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Союза либо выпуск которых не произведен таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, и которые обнаружены таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Союза.
В то же время, имеющаяся правоприменительная практика показывает, что урегулирование вышеуказанного вопроса следует производить с учетом положений пункта 5 статьи 105 Кодекса Союза, согласно которым формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Евразийской экономической комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза.
В связи с этим, в законопроекте предусмотрено уточнение статьи 104 Федерального закона, имея в виду, что предусмотренные в ней действия осуществляются в соответствии с актами, составляющими право Союза.
Сроки выпуска товаров установлены статьей 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза).
Пунктом 10 статьи 119 Кодекса Союза установлено, что Евразийской экономической комиссией и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании могут устанавливаться менее продолжительные сроки выпуска товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 109 Федерального закона порядок установления менее продолжительного срока выпуска товаров определяется Правительством Российской Федерации.
При этом в ходе подготовки соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации было выявлено отсутствие необходимости определения порядка установления менее продолжительного срока выпуска товаров.
Законопроектом предлагается признать утратившей силу части 2 статьи 109 Федерального закона.
Подпунктом 2 части 5 статьи 119 Федерального закона закреплено полномочие Минфина России на установление в отношении товаров, перевозимых с использованием автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта случаев, при которых действие таможенной процедуры таможенного транзита может завершаться помещением товаров на временное хранение, регистрацией таможенной декларации, выпуском товаров, убытием товаров с таможенной территории Союза, а также задержанием товаров таможенными органами в соответствии с главой 51 Кодекса Союза.
При этом порядок завершения и прекращения действия таможенной процедуры таможенного транзита определен статьей 151 Кодекса Союза.
Предлагается исключить указанное полномочие Минфина России.
Согласно частям 3 и 4 статьи 222 Федерального закона порядок взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, а порядок взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов разрабатывается с учетом норм международного права и международных стандартов.
При этом в настоящее время взаимодействие таможенных и налоговых органов регулируются в полном объеме Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. N 01-69/1/ММ-27-2/1 и совместными актами ФТС России и ФНС России, в связи с этим издание Минфином России отдельного порядка взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов приведет к дублированию действующих актов.
Часть 1 статьи 225 Федерального закона предусматривает определение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, случаев проведения таможенного контроля в форме проверки документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, а также проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля.
В то же время, имеющаяся правоприменительная практика свидетельствует о нерациональности такого подхода в силу разнообразного характера случаев, в которых может быть применена вышеуказанная форма таможенного контроля.
При этом требует более углубленной регламентации случаев применения такой формы таможенного контроля как камеральная таможенная проверка, в целях обеспечения строго целевого применения указанной формы таможенного контроля.
В связи с этим, в законопроекте предусмотрены соответствующие изменения в статьи 225 и 228 Федерального закона.
В соответствии со статьей 278 Федерального закона российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В реализацию указанных положений Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329".
Однако Российской Федерацией заключены межправительственные соглашения, согласно которым отдельные товары, подлежат декларированию.
В целях исключения представления участниками внешнеэкономической деятельности двойной отчетности в таможенные органы законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом на определение категорий товаров, в отношении которых отсутствует обязанность по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Также законопроектом предлагается распространить указанное исключение на отдельные категории товаров и лиц.
Статья 283 Федерального закона предусматривает создание института информационного оператора, под которым понимается лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению обмена документами и (или) сведениями в электронной форме с использованием собственной информационной системы между заинтересованными лицами и информационной системой таможенных органов, соответствующее требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Вместе с тем, проводимая в настоящее время работа по переводу в электронный формат совершения таможенных операций, обеспечению максимально оперативного принятия решений в сфере таможенного дела, в числе прочих, диктует необходимость максимально возможного сокращения посреднической деятельности в сфере информационного обмена между декларантами и информационной системой таможенных органов.
В связи с этим в законопроекте предусмотрено признание статьи 283 утратившей силу.
В целях повышения системной логической согласованности положений Федерального закона, касающихся регулирования отдельных вопросов хранения товаров, задержанных и изъятыми таможенными органами, а также распоряжения такими товарами законопроектом предусмотрены отдельные изменения в статьи 317 и 320 Федерального закона, а также признание утратившей силу статьи 322 Федерального закона.
Статьей 380 Федерального закона закреплено полномочие Правительства Российской Федерации на определение требований к расположению, обустройству и оборудованию магазинов беспошлинной торговли, в которых осуществляется реализация товаров отдельным категориям физических лиц, создаваемым вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска).
Возможность применения таможенной процедуры беспошлинной торговли к потребительским товарам, реализуемым отдельным категориям лиц в Российской Федерации (дипломатическим работникам), связана со сложностями в таможенном администрировании, что, в свою очередь, может привести к рискам возникновения "теневого" рынка, в том числе, алкогольной продукции, а также привести к росту социальной напряженности.
Создание магазинов беспошлинной торговли вне пунктов пропуска представляется нецелесообразным, в связи с чем, предлагается признать утратившей силу часть 16 статьи 380 Федерального закона.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета, не приведет к сокращению его доходов, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.