Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России 06.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 728 "О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 728), а также направлен на построение внутренней структуры органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (далее - ФГПН), на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 728 в МЧС России введена должность "заместитель Министра - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору".
В этой связи законопроектом должность заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий наделяется правами по осуществлению федерального государственного пожарного надзора.
Одновременно законопроектом обустраивается деятельность органов государственного пожарного надзора, осуществляемая на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим. Указанный принцип заложен в части восьмой статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").
Принятие законопроекта позволит сосредоточить вопросы осуществления надзорной деятельности в структурном подразделении территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации, специализирующемся непосредственно на осуществлении федерального государственного пожарного надзора, что положительно скажется на развитии системы обеспечения пожарной безопасности. Руководители таких структурных подразделений в силу абзаца второго части шестой статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" наделяются правами главного государственного инспектора по пожарному надзору в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Проектируемой нормой решается задача оптимального построения структуры территориальных органов МЧС России (главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации) по направлению осуществления контрольно-надзорной деятельности на уровне субъекта Российской Федерации.
В настоящее время начальники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации совмещают различные функции, касающиеся надзора (контроля) за обеспечением пожарной безопасности, организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, подбора и расстановки кадров, управления государственным имуществом и осуществления финансово-хозяйственной деятельностью, что снижает эффективность их работы в качестве руководителей надзорного органа.
Наделение руководителей специализированных структурных подразделений правами главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору позволит исключить из функциональных обязанностей начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществление надзорных функций в области пожарной безопасности.
При этом законопроектом не изменяется установленный порядок исполнения переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Кроме того, законопроект предусматривает исключение правовых коллизий в действующих нормативных правовых актах в части определения объектов, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации. В этой связи в состав объектов, где ФГПН осуществляют силовые ведомства, кроме объектов обороны и специального назначения, вводятся объекты безопасности, так как данное понятие является общим и охватывает сферу деятельности всех перечисленных органов.
Предлагаемые изменения позволят привести к единообразию терминологию, используемую в Градостроительном и Земельном кодексе Российской Федерации, исключив неверное определение объектов, подлежащих государственному пожарному надзору и находящихся в ведении войск национальной гвардии и органов внутренних дел.
Согласно действующей редакции статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности", полномочиями по исполнению ФГПН наделены исключительно структурные подразделения центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в сфере войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних дел, без возможности передачи данных функций территориальным органам (подразделениям) указанных силовых ведомств.
Вносимые изменения позволят, не увеличивая штатную численность структурных подразделений центральных аппаратов, не допустить возрастания нагрузки на федеральный бюджет в части затрат на командировочные расходы для проведения проверок, путем наделения полномочиями ФГПН должностных лиц уже имеющихся структурных подразделений управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться действующими должностными лицами в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных МЧС России, МВД России и Росгвардии федеральным бюджетом и позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.