Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов)"
(подготовлен Минюстом России 11.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов) (далее - законопроект) подготовлен в целях всестороннего и планомерного осуществления возложенных на Министра юстиции Российской Федерации полномочий, ознакомления с деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), в том числе с соблюдением условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также повышения эффективности соблюдения прав, свобод и законных интересов данной категории граждан.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (далее - Положение), на Минюст России в числе основных возложена функция по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом пунктом 2 Положения предусмотрено, что Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России подведомственна Минюсту России.
В отношении деятельности ФСИН России в пункте 7 Положения закреплены полномочия Минюста России (принимает меры, направленные на совершенствование деятельности ФСИН России; осуществляет контроль за соответствием решений ФСИН России законодательству Российской Федерации, подготавливает ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по исполнению ФСИН России уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах), в пункте 12 Положения - полномочия Министра юстиции Российской Федерации (утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности ФСИН России, а также отчеты об их деятельности; дает директору ФСИН России обязательные для исполнения указания).
Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Министр юстиции Российской Федерации, обладая значительными полномочиями в отношении деятельности ФСИН России, не наделен правом на посещение без специального разрешения учреждений и органов, исполняющих наказания, а также следственных изоляторов УИС.
В связи с этим положениями законопроекта предлагается наделить Министра юстиции Российской Федерации правом без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, и следственные изоляторы УИС путем внесения соответствующих изменений в статью 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы", статью 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом,не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.