Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части регулирования деятельности доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица)"
(подготовлен Росфинмониторингом 14.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в части регулирования деятельности доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица)" разработан во исполнение пункта 19 Плана ("дорожной карты") Российской Федерации по повышению эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ (с учетом рекомендаций ФАТФ, сформулированных по результатам взаимной оценки Российской Федерации), одобренного решением Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
Проект федерального закона основывается на положениях Рекомендаций 22, 23 и 25 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и пояснительных записок к ним, и предложений по результатам оценки Российской Федерации со стороны ФАТФ.
Так, пунктом 2 пояснительной записки к 25 Рекомендации ФАТФ установлено, что все страны обязаны принять меры для обеспечения того, чтобы доверительные управляющие раскрывали свой статус финансовым учреждениям и установленным нефинансовым предприятиям,и лицам определенных профессий при формировании деловых отношений или совершении разовых операций.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 пояснительной записки к 25 Рекомендации ФАТФ в странах, юридически не признающих трасты, должны быть установлены требования, предусмотренные в пунктах 1, 2 и 6 указанной пояснительной записки, непосредственно для доверительных управляющих трастами и иными юридическими образованиями. Так, доверительные управляющие траста должны получать и хранить достаточную, точную и актуальную информацию о бенефициарном владении трастом, что включает идентификационные данные об учредителе, доверительном управляющем, протекторе (если имеется), выгодоприобретателе или группы выгодоприобретателей, а также любого иного лица, осуществляющего конечный эффективный контроль в отношении траста. С учетом положений пункта 4 указанной пояснительной записки, страны также должны обеспечить доступность данных о бенефициарном владельце траста, месте жительства доверительного управляющего и любых активах, переданных или управляемых подотчетными организациями для доверительных управляющих, с которыми установлены деловые отношения или для которых осуществляются разовые операции.
В соответствии с пунктом 5 пояснительной записки к 25 Рекомендации ФАТФ доверительные управляющие должны быть обязаны хранить необходимые сведения в течение пяти лет, а в соответствии с пунктом 6 пояснительной записки такие сведения должны регулярно обновляться для обеспечения их актуальности.
В свою очередь пунктом "е" Рекомендации 22 ФАТФ и пунктом "а" Рекомендации 23 ФАТФ предусматривается, что требования в отношении надлежащей проверки клиентов и хранения записей и сообщений о подозрительных операциях (сделках) клиента, изложенные в Рекомендациях 10, 11, 12, 15, 17 - 21, применяются к провайдерам услуг траста или компаний в случаях, когда они действуют в качестве (или создают условия для другого лица, чтобы оно действовало в качестве) доверительного управляющего в трасте или осуществляло эквивалентные функции для любой другой формы юридического образования.
Проектом федерального закона вводится понятие "доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица", в соответствии с которым для целей Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" доверительным собственником (управляющим) иностранной структуры без образования юридического лица признается физическое или юридическое лицо, наделенное правом в силу договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников или иных выгодоприобретателей.
Также проектом федерального закона устанавливается понятие "протектор". В соответствии с проектируемыми нормами протектором может выступать физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства или на основании договора об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, или в соответствии с ее личным законом наделены правом контролировать действия доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвовать в деятельности такой иностранной структуры. При этом необходимо отметить, что полномочия протектора чаще всего определяются договором об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица. К таким полномочиям может относится утверждение изменений в договор, отстранение доверительного собственника (управляющего) от деятельности, связанной с управлением денежными средствами или иным имуществом, и назначение нового доверительного собственника (управляющего), добавления и исключения выгодоприобретателей по договору об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, принятие решения о прекращении деятельности иностранной структуры без образования юридического лица и иные полномочия.
Принимая во внимание изложенное, определение исчерпывающего перечня полномочий протектора не представляется возможным.
Кроме того, проектом федерального закона уточняется перечень идентификационной информации в отношении иностранной структуры без образования юридического лица, которую должны устанавливать субъекты статей 5 и 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица. Так, в зависимости от специфики договорных обязательств, регулирующих деятельность иностранной структуры без образования юридического лица в соответствии с зарубежным правом, предлагаемые изменения обеспечивают сбор идентификационных данных о таких сторонах данной структуры, как протектор (при наличии), выгодоприобретатели (в том числе, в случае определения выгодоприобретателей как группы лиц, объединенных определенными признаками, что не позволяет идентифицировать конкретное лицо), а также иных лиц, осуществляющих конечный эффективный контроль иностранной структурой без образования юридического лица (в случае наличия иных сторон по договору об образовании иностранной структуры без образования юридического лица).
Проект федерального закона уточняет обязанность клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по раскрытию своего статуса доверительного управляющего иностранной структуры без образования юридического лица, а также вводит обязанность для доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица при приеме на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организовывать внутренний контроль, фиксировать, хранить информацию в отношении своих клиентов.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается, что вышеуказанные требования в части идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации в отношении своих клиентов также распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они действуют в качестве (или создают условия для другого лица, чтобы оно действовало в качестве) доверительного управляющего в трасте или осуществляло эквивалентные функции для любой другой формы юридического образования.
Одновременно, необходимо отметить, что разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности доверительных собственников (управляющих) за несоблюдение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма целесообразна после реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 4 июня 2019 г. N ДМ-П4-29пр и Плана мероприятий ("дорожной карты") по кодификации законодательства об административных правонарушениях от 6 августа 2019 г. N 7206п-П4.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.