Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации" (далее - Законопроект) разработан в рамках реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 1.19 паспорта федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Федеральный проект), утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7, в целях совершенствования процедур идентификации (расширения возможностей и способов идентификации), осуществляемых во исполнение положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Законопроект предусматривает внесение следующих изменений в законодательство Российской Федерации:
1. Обеспечение возможности поручения проведения идентификации или упрощенной идентификации любой организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, кредитной организации.
Система поручения проведения идентификации и упрощенной идентификации, предусмотренная в настоящее время Законом N 115-ФЗ, является выборочной, что сужает возможности ее применения на практике. Так, только отдельные организации, являющиеся субъектами Закона N 115-ФЗ, имеют право поручить проведение идентификации отдельным категориям субъектов Закона N 115-ФЗ и только для узкого круга целей. В то же время проведение идентификации может быть поручено кредитной организацией, например, удостоверяющему центру, аккредитованному в порядке, установленном Законом N 63-ФЗ, а также банковскому платежному агенту, которые в свою очередь субъектом исполнения Закона N 115-ФЗ не являются.
Данный подход представляется ограничивающим по отношению к иным субъектам Закона N 115-ФЗ, которые в настоящее время лишены возможности поручать проведение идентификации, несмотря на то, что в отношении всех субъектов исполнения Закона N 115-ФЗ со стороны надзорных органов (Банк России, Росфинмониторинг) обеспечивается равный и эффективный контроль в части исполнения требований по идентификации.
В этой связи в Законопроекте предусматривается возможность поручения упрощенной идентификации и (или) идентификации всеми субъектами Закона N 115-ФЗ кредитной организации при одновременном сохранении возможности поручения кредитными организациями идентификации и упрощенной идентификации лицам, не являющимся субъектами Закона N 115-ФЗ, действующей в настоящее время в отношении банковских платежных агентов и удостоверяющих центров, аккредитованных в порядке, установленном Законом N 63-ФЗ.
При этом порядок поручения идентификации основывается на действующих принципах распределения ответственности между агентами и принципалами:
- принципал несет ответственность за качество проведенной идентификации в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
- организации, выступающие в качестве агентов и указанные в статье 5 Закона N 115-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законом и заключенным договором;
- организации, выступающие в качестве агентов и не указанные в статье 5 Закона N 115-ФЗ, несут ответственность в соответствии с договором.
Таким образом, действующая эффективная система надзора за всеми категориями организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, исключает риски ненадлежащего осуществления идентификации на основании договора поручения.
Более того, в секторах с пониженным уровнем соответствия субъектов требованиям "антиотмывочного законодательства" привлечение для осуществления идентификации представителей секторов, обеспечивающих более качественное проведение идентификации, позволит существенно повысить качество идентификации и в их секторах.
2. Увеличение лимитов по отдельным операциям, в отношении которых идентификация не проводится.
Законопроектом предлагается повышение суммы лимитов для обязательной идентификации операций при приеме от клиентов - физических лиц страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств и договору добровольного страхования транспортного средства с 15 000 рублей до 40 000 рублей.
3. Расширение источников сведений для проведения упрощенной идентификации, подтверждения достоверности сведений, полученных в ходе идентификации.
В целях совершенствования порядка проведения упрощенной идентификации клиента - физического лица, расширения перечня аутентификаторов и каналов дистанционного взаимодействия законопроектом предлагается установить возможность использования в таком качестве номера водительского удостоверения.
Законопроектом также предлагается уточнить положение Закона N 115-ФЗ об использовании сведений из информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов при подтверждении достоверности сведений, полученных при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении сведений о них, прямо предусмотрев в Законе N 115-ФЗ возможность использования для указанных целей единой системы идентификации и аутентификации.
С учетом необходимости обеспечения подготовки договорной, технической и организационной базы, в том числе для реализации новых механизмов перекрестной идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, представляется необходимым предусмотреть отсрочку вступления в силу положений Законопроекта на срок 180 дней со дня официального опубликования соответствующего федерального закона.
Положения Законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Так, например, часть 1 статья 15.27 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; а на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Влияние предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.