Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(подготовлен Минтрансом России 18.08.2020 г.)
В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр |
Е.И. Дитрих |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от ______________ N _____
Положение
о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет порядок организации, деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта (далее - функциональная подсистема).
2. Функциональная подсистема предназначена для координации деятельности при проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях (далее - ВВП) с судов и объектов морского и речного транспорта и объединяет органы управления, силы и средства организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта (далее - компетентный орган), организаций, осуществляющих поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку, перевозку водным транспортом, перевалку (погрузку, выгрузку грузов), бункеровку (заправку), хранение нефти и/или нефтепродуктов, а также организаций, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - задачи ЛРН) на ВВП и аварийно-спасательных служб (формирований), аттестованных в установленном порядке на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - АСФ(н)).
3. Контроль за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы осуществляет в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере морского и внутреннего водного транспорта.
II. Цели и задачи функциональной подсистемы
4. Целями деятельности функциональной подсистемы являются: организация работы в области защиты населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов с судов и объектов морского и речного транспорта на ВВП;
предотвращение (снижение риска возникновения) чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов на ВВП с судов и объектов морского и речного транспорта (далее - ЧС(Н));
эффективное применение сил и средств при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на ВВП с судов и объектов морского и речного транспорта.
5. Задачами функциональной подсистемы являются:
планирование и организация работ и мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на ВВП с судов и объектов морского и речного транспорта;
организация разработки и реализации региональных (бассейновых) планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов в бассейнах ВВП с судов и объектов морского и речного транспорта (далее - бассейновые планы);
контроль за организацией разработки и реализации объектовых планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов в бассейнах ВВП с судов и объектов морского и речного транспорта (далее - объектовые планы);
оказание методической помощи организациям морского и речного транспорта по вопросам выполнения ими требований законодательства Российской Федерации и международных договоров в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на ВВП;
организация взаимодействия с территориальными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация взаимодействия с АСФ(н) других федеральных органов исполнительной власти с учетом их местонахождения.
III. Организация, состав сил и средств
функциональной подсистемы
6. Общее руководство функциональной подсистемой осуществляет компетентный орган.
7. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном (бассейновом) и объектовом уровнях.
8. В функциональную подсистему входят:
компетентный орган;
администрации бассейнов внутренних водных путей (далее - АБВВП);
организации, осуществляющие поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку, перевозку водным транспортом, перевалку (погрузку, выгрузку грузов), бункеровку (заправку), хранение нефти и/или нефтепродуктов, а также организации, в полномочия которых входит решение задач ЛРН на ВВП;
АСФ(н).
9. Для организации деятельности функциональной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения и информационного обеспечения, а также резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС(Н).
10. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне управления - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности компетентного органа;
на региональном (бассейновом) уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующих АБВВП;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующих организаций.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно компетентным органом, АБВВП и организациями.
Основными задачами координационных органов являются:
1) разработка предложений по реализации и совершенствованию государственной политики в области организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;
2) обеспечение согласованности действий органов управления, сил и средств организаций, находящихся в ведении компетентного органа, организаций, осуществляющих поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку, перевозку водным транспортом, перевалку (погрузку, выгрузку грузов), бункеровку (заправку), хранение нефти и/или нефтепродуктов, а также организаций, в полномочия которых входит решение задач ЛРН на ВВП, и АСФ(н) при решении задач в области организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;
3) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов с судов и объектов морского и речного транспорта на ВВП.
11. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - компетентный орган;
на региональном (бассейновом) уровне - АБВВП;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, осуществляющих поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку, перевозку водным транспортом, перевалку (погрузку, выгрузку грузов), бункеровку (заправку), хранение нефти и/или нефтепродуктов, а также организаций, в полномочия которых входит решение задач ЛРН на ВВП, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для осуществления экспертной поддержки при постоянно действующих органах управления функциональной подсистемы могут создаваться экспертные советы.
12. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - дежурная служба компетентного органа и Главный морской спасательно-координационный центр федерального государственного бюджетного учреждения "Морская спасательная служба" (в части информационного обеспечения и оповещения);
на региональном (бассейновом) уровне - диспетчерские службы АБВВП;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций, осуществляющих поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку, перевозку водным транспортом, перевалку (погрузку, выгрузку грузов), бункеровку (заправку), хранение нефти и/или нефтепродуктов, а также организаций, в полномочия которых входит решение задач ЛРН на ВВП.
Основными задачами органов повседневного управления являются:
1) наблюдение за обстановкой на ВВП в рамках функциональной подсистемы;
2) обеспечение приема и передачи информации об обстановке на ВВП в рамках деятельности функциональной подсистемы в соответствии с бассейновыми и объектовыми планами.
13. Основу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности), функциональной подсистемы, составляют профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), иные службы и формирования, аттестованные на право ведения работ по ЛРН в установленном порядке, а также силы и средства собственных или привлекаемых по договору профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) и организаций, привлекаемых к мероприятиям по ЛРН в соответствии с планами по предупреждению и ЛРН на ВВП. Состав и структура сил постоянной готовности определяются планами ЛРН соответствующего уровня.
14. Компетентный орган является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне, который организует проведение работ по предупреждению и ЛРН на ВВП с судов и объектов морского и речного транспорта, в том числе:
организует разработку бассейновых планов ЛРН на ВВП;
запрашивает и получает сведения, необходимые для принятия решений по вопросам предупреждения и ЛРН;
привлекает научные и иные организации, ученых и специалистов для решения вопросов предупреждения и ЛРН;
создает совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) по вопросам предупреждения и ЛРН;
согласовывает планы организаций по ЛРН для ЧС(Н) регионального и федерального значения.
15. АБВВП являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на региональном (бассейновом) уровне и осуществляют следующие функции по организации проведения работ по предупреждению и ЛРН на ВВП в соответствующих бассейнах ВВП:
организуют проведение работ по предупреждению и ЛРН на ВВП с судов и объектов морского и речного транспорта;
разрабатывают бассейновые планы по предупреждению и ЛРН на ВВП в зонах своей ответственности;
участвуют в международных мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера;
организуют проведение комплексных учений и штабных тренировок по отработке действий по ЛРН в зонах своей ответственности.
16. Организации, осуществляющие поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку, перевозку водным транспортом, перевалку (погрузку, выгрузку грузов), бункеровку (заправку), хранение нефти и/или нефтепродуктов, а также организации, в полномочия которых входит решение задач ЛРН на ВВП, обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ЛРН, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ЛРН, аттестованными в установленном порядке.
17. Организации, осуществляющие поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку, перевозку водным транспортом, перевалку (погрузку, выгрузку грузов), бункеровку (заправку), хранение нефти и/или нефтепродуктов, а также организации, в полномочия которых входит решение задач ЛРН на ВВП, обеспечивают поддержание в готовности сил и средств собственных АСФ(н), взаимодействие собственных АСФ(н) и/или привлекаемых по договорам профессиональных АСФ(н) с органами управления и силами функциональной подсистемы в соответствии с планами по предупреждению и ЛРН на ВВП.
IV. Реализация целей и задач функциональной подсистемы
18. Применение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется на основе соответствующих планов по предупреждению и ЛРН на ВВП.
19. При отсутствии угрозы возникновения ЧС(Н) органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
20. Решением компетентного органа, других органов управления функциональной подсистемы, в зонах ответственности которых могут возникнуть или возникли ЧС(Н) на ВВП, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС(Н) на ВВП, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС(Н);
2) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС(Н).
Решениями о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима ЧС(Н) определяются:
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС(Н);
границы акватории ВВП, на которой может возникнуть разлив нефти (нефтепродуктов) или площадь акватории ВВП, подверженной загрязнению нефтью (нефтепродуктами);
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ЛРН на ВВП;
перечень мер по защите населения, прибрежных объектов, а также участков ВВП, уязвимых к негативному воздействию от загрязнения нефтью (нефтепродуктами);
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС(Н), или руководитель работ по ликвидации ЧС(Н).
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или ЧС(Н), руководители соответствующих органов и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.
21. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС(Н);
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС(Н);
планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в ЧС(Н), в том числе при получении сигналов экстренного оповещения;
распространение информации в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС(Н);
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС(Н);
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
подготовка и обучение АСФ(н) и спасателей по вопросам предупреждения и ЛРН на ВВП;
взаимодействие с АСФ(н) других федеральных органов исполнительной власти и с АСФ(н) организаций по вопросам предупреждения и ЛРН на ВВП;
проведение учений по ЛРН на ВВП;
организация работы по разработке, корректировке (переработке), утверждению и введению в действие в установленном порядке соответствующих планов по предупреждению и ЛРН на ВВП;
2) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС(Н) и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы данных о прогнозируемых ЧС(Н), информирование населения о ЧС(Н);
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС(Н), снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций при ЧС(Н);
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС(Н);
приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на ЧС(Н), формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
проверка работы систем оповещения о ЧС(Н);
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС(Н);
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
проведение подготовительных мероприятий по наращиванию сил и средств в случае необходимости для ЛРН;
3) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС(Н) и их последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС(Н);
проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС(Н);
организация работ по ликвидации ЧС(Н) и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС(Н);
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС(Н) и о ходе проведения работ по ликвидации ЧС(Н);
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС(Н) и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
организация круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;
наращивание сил и средств в случае необходимости для ЛРН.
22. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
23. Ликвидация ЧС(Н):
локального и муниципального характера - осуществляется силами и средствами организаций, по вине которых произошел разлив нефти и/или нефтепродуктов, при этом по решению комиссии по ликвидации ЧС в случае недостаточности материальных и финансовых резервов у организации, по вине которой произошел разлив нефти и/или нефтепродуктов, в рамках бассейнового плана могут привлекаться силы и средства других организаций, расположенных в соответствующем бассейне ВВП, а также силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера - осуществляется силами и средствами организаций, находящихся в пределах границ регионов, оказавшихся в зоне ЧС(Н), с привлечением их штатных и нештатных АСФ(н), а также силами и средствами органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС(Н).
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
24. Взаимодействие при проведении операций по ЛРН на ВВП организуется и осуществляется в соответствии с бассейновыми и объектовыми планами организаций по предупреждению и ЛРН на ВВП.
25. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС(Н), и организация их взаимодействия осуществляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
V. Система связи, оповещения и информационного обеспечения
26. Оповещение о загрязнении ВВП нефтью и нефтепродуктами производится в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334.
27. Информация об обстановке в рамках деятельности функциональной подсистемы передается судовладельцами, капитанами судов, судоводителями, а также лицами, располагающими соответствующей информацией, посредством радио- и телефонной связи в адрес диспетчерских служб соответствующей АБВВП.
28. В соответствующих планах по предупреждению и ЛРН на ВВП должны быть предусмотрены схемы связи и оповещения при ЛРН, организация информационного обеспечения в зоне разлива нефти и нефтепродуктов, схемы прогнозирования развития нефтяного загрязнения и ожидаемых его последствий.
VI. Финансовое обеспечение
29. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы и мероприятий по ЛРН в организациях, находящихся в ведении компетентного органа, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС(Н) за счет собственных средств.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.