Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 19.08.2020 г.)
В соответствии с частью 6.1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон N 317-ФЗ) Госкорпорация "Росатом" заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательных и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Госкорпорация "Роскосмос" на основании части 13 статьи 6 Федерального закона от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) осуществляет закупки товаров, работ, услуг и заключение государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Учитывая указанные полномочия Госкорпорации "Росатом" и Госкорпорации "Роскосмос" (далее также - Государственные корпорации), проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в часть 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в части дополнения перечня случаев закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя случаем закупок Государственными корпорациями товаров, работ, услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности у организаций Госкорпорации "Росатом", Госкорпорации "Роскосмос" соответственно.
Законопроект направлен на повышение эффективности и результативности закупочной деятельности Государственных корпораций.
Государственные корпорации осуществляют закупки в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), государственных, федеральных целевых программ, международных проектов, в том числе в научных и социально-экономических целях, и заключают государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в сферах деятельности, установленных федеральными законами N 317-ФЗ и N 215-ФЗ (далее также - установленные сферы деятельности).
В соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ указанные закупки осуществляются как конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исполнение заданий ГОЗ, реализация мероприятий государственных и федеральных целевых программ, международных проектов и соглашений в установленных сферах деятельности предполагает наличие у поставщиков, исполнителей и подрядчиков по заключаемым контрактам уникальных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимого опыта и квалифицированного персонала, а также требует заблаговременной подготовки производства с налаженными разветвленными кооперационными связями, проведения в большинстве организаций реконструкции и технологического перевооружение в рамках мероприятий ГОЗ.
Как следствие, определение головных исполнителей с использованием конкурентных процедур зачастую нецелесообразно ввиду невозможности развертывания производства в рамках иной кооперации исполнителей.
Практика проведения Государственными корпорациями закупок конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) показала, что в закупках в установленных сферах деятельности принимает участие, как правило, только один участник, в связи с чем такие закупки признаются несостоявшимися и фактически осуществляются у единственного поставщика, которым выступает организация государственной корпорации.
Государственными корпорациями ежегодно более 90% государственных контрактов по итогам проведения конкурентных закупок заключается с единственным участником - организацией Государственных корпораций.
Проведение повторных закупочных процедур после признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся увеличивает сроки осуществления закупок и создает риски несвоевременного исполнения мероприятий ГОЗ, государственных и федеральных целевых программ, международных обязательств Государственных корпораций.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, в рамках которых осуществляются закупки Государственными корпорациями.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.