Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении санитарных правил СП -2020 "Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг населению"
(от 14.07.2020)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 (1) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении "Санитарных правил СП- 2020 "Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг населению" (далее - проект акта, проект санитарных правил), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения в третий раз.
Письмами Минэкономразвития России от 21 мая 2020 г. N 16137-АХ/Д26и и от 8 июля 2020 г. N 21804-АХ/Д26и в Роспотребнадзор направлялись замечания к процедуре проведения оценки регулирующего воздействия в части некорректного представления информации в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 19 марта по 15 апреля 2020 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил с 16 по 25 июня 2020 г. провело публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых свои предложения и замечания представили Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство экономического развития Приморского края, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области и его аппарат, Ассоциация Розничной торговли, Российская гостиничная ассоциация, Некоммерческая организация "Лига малых отелей, хостелов и туристического жилья", Общественная организация "Самарская областная фармацевтическая ассоциация" (ОО СОФА), ООО Амвэй, МОО "Национальное банное объединение", Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), X5Retail Group, ООО "Алекс Фитнес". Кроме того, в Минэкономразвития России поступили замечания АО "Гипроздрав".
ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)", Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Комитет по медицинским услугам Общероссийской общественной организации Деловая Россия, Департамент экономического развития города Севастополя, Министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), ООО "Российский футбольный союз", Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) сообщили об отсутствии предложений и замечаний (справка неучтенных в настоящем заключении замечаний и предложений прилагается).
(справка неучтенных в настоящем заключении замечаний и предложений прилагается).
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/03-20/00100473).
Согласно информации, представленной в сводном отчете, проект акта разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", целью которого является формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков*(1).
Проектируемым регулированием предлагается утвердить Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг населению. Проект акта представляет собой свод положений из 18 постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
I. Проект санитарных правил в представленной редакции содержит риск конкуренции норм требований санитарного, трудового законодательства, а также законодательства в сфере строительства. Кроме того, ряд проектируемых положений дублирует и дополняет нормы законодательства Российской Федерации и актов, составляющим право Евразийского экономического союза, либо противоречит им. Отдельные положения проекта санитарных правил не относятся к его предмету - определению санитарно-эпидемиологических требований. В ряде разделов проекта санитарных правил \не представляется возможным определить объект регулирования. Одновременно проект санитарных правил содержит оценочные и неопределенные понятия.
1. Проектируемое регулирование не исключает дублирования существующих обязательных требований и контрольно-надзорных полномочий различных контролирующих органов.
1.1. Так, проектом санитарных правил определен ряд требований к зданиям, сооружениям, помещениям, в частности к составу помещений, системам отопления, вентиляции, кондиционирования, к процессам проектирования, к отделке помещений, к водоснабжению и канализации (например, пункты 4.1.2, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.13.1, 4.13.2, 4.13.5-4.13.8, 4.13.10, 4.13.11, 5.2, 5.6 5.7, 5.8, 5.12, 5.13, 5.14, 5.22, 5.24, 5.25, 5.27, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.8, 6.1.9, 6.1.14, 6.1.15, 6.1.16, 6.1.26, 6.1.28, 6.1.29, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.7, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.12, 6.2.16-6.2.19, 6.2.27, 6.17, 6.21.1, 6.2.3-6.2.5, 6.2.7-6.2.10, 6.2.12, 6.2.14, 6.2.15, 6.2.27, 6.3.4, 6.4.1, 6.4.2, 6.4.4, 6.4.5-6.4.8, 7.4, 7.5, 7.10, 7.11, 8.1.8, 8.1.14, 8.1.16, 8.2.5-8.2.9, 8.3.2, 8.3.3, 8.3.6, 8.3.8, 8.3.9, 8.5.5, 8.5.6, 9.6 проекта санитарных правил).
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Пунктами 18-20, 37, 39, 41, 42, 66 Перечня стандартов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ, установлены обязательные требования к зданиям, сооружениям, их размещению, водоснабжению, канализации, естественному и искусственному освещению, отоплению, вентиляции, кондиционированию.
Одновременно обращаем внимание, что требования к зданиям, сооружениям, помещениям, в частности, к составу помещений, системам отопления, вентиляции, кондиционирования, к процессам проектирования, к отделке помещений, к водоснабжению и канализации являются предметом контроля (надзора) в сфере строительства.
В связи с изложенным указанные выше и аналогичные положения проекта санитарных правил не могут относиться к их предмету и подлежат исключению.
1.2. Согласно пункту 2.4 проекта санитарных правил определяется требование к работодателю обеспечить работников, занятых в сфере предоставления услуг населению, "средствами индивидуальной защиты (СИЗ), разрешенными к применению в установленном порядке, прохождение работниками обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. При этом в ряде пунктов определяются отдельные требования к СИЗ. Так, согласно пункту 5.37 проекта санитарных правил при работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению.
1.2.1. Обращаем внимание, что согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Более того, техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878, на территории Евразийского экономического союза установлены единые обязательные для применения и исполнения требования к средствам индивидуальной защиты.
Одновременно обращаем внимание, что требования к СИЗ и их применению являются предметом регулирования трудового законодательства.
Представляется избыточным определение в проекте санитарных правил положений в части использования СИЗ.
1.2.2. В части обеспечения работодателем прохождения работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров обращаем внимание, что статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Отнесение тех или иных работ к вредным и (или) опасным условиям труда осуществляется на основании результатов специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Соответственно, требование о необходимости прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров может применяться только к тем работникам, рабочие места которых по результатам проведенной специальной оценки условий труда отнесены к вредным или опасным.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - приказ N 302н).
Проектируемые требования относятся к сфере трудового законодательства, контроль за их исполнением осуществляется Рострудом в рамках контрольно-надзорной деятельности за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Такой подход противоречит одному из основных принципов механизма "регуляторной гильотины" - принципу одного контролирующего органа: в отношении одного обязательного требования государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль могут осуществляться только одним контролирующим органом и в рамках одного вида контроля (надзора).
С учетом целей механизма "регуляторной гильотины" разрабатываемые взамен отменяемых проекты актов должны содержать актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в основных сферах общественных отношений.
Предложенный механизм регулирования должен быть основан на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня, в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков.
В этой связи разработчиком должны быть обоснованы актуальность и эффективность утверждаемых требований. Указанная информация отсутствует в сводном отчете.
Необходимо отметить, что проект акта рассматривался на заседании Рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия (протокол от 17 июня 2020 г. N 7, вопрос N 4) (далее соответственно - Рабочая группа, Протокол).
Протоколом зафиксировано решение участников заседания Рабочей группы о доработке проекта акта с учетом замечаний, принятых на заседании членов Рабочей группы от экспертного и делового сообщества (протокол от 1 июня 2020 г. N 11)
Разработчиком не представлена информация о совместной работе с участниками Рабочей группы по доработке проекта акта.
Считаем необходимым разработчику принять во внимание замечания к положениям санитарных правил, включенные в перечень, подготовленный Рабочей группой (прилагается Приложение N 3 к протоколу от 1 июня 2020 г. заседания членов рабочей группы от делового и экспертного сообщества по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
Обращаем внимание, что согласно пункту 4(3) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" до принятия Правительственной комиссией по проведению административной реформы решения о завершении реализации механизма "регуляторной гильотины" и прекращении деятельности рабочих групп по реализации механизма "регуляторной гильотины" по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти, созданных при ее подкомиссии, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие положения, которыми устанавливаются, изменяются или признаются утратившими силу обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, направляются на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации с приложением протокола заседания рабочей группы или протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на котором рассматривался проект соответствующего нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти (при наличии рабочей группы в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти).
2. В части дублирования положений, а также противоречия проектируемых положений законодательству Российской Федерации и актам, составляющим право Евразийского экономического союза, сообщаем следующее.
2.1. Согласно пункту 2.4 проекта санитарных правил определяется требование к работодателю обеспечить прохождение работниками "профилактической иммунизации, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в соответствии с действующим законодательством".
2.1.1. Остается неясным, что понимается под "профилактической иммунизацией", каким нормативным актом определены соответствующие требования к работодателю. В отсутствие определенности, а также обоснований разработчика проектируемое требование в части обеспечения работодателем "прохождение работниками профилактической иммунизации" представляется избыточным.
2.1.2. Положения в части обязанности работодателя проводить гигиеническое обучение работников определено статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ). Вместе с тем статьей 36 Закона N 52-ФЗ определено, что профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация должностных лиц и работников осуществляется организациями, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Проектируемое требование о проведении гигиенического обучения и аттестации работников, распространяемое в отношении всех организаций, предоставляющих услуги населению, предусмотренных проектом санитарных правил, представляется избыточным.
2.2. Согласно пункту 2.3 проекта санитарных правил юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению, должен организовать производственный контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений. Положения в части осуществления производственного контроля определены также в пунктах 5.3, 8.2.54 проекта санитарных правил. Требование о проведении производственного контроля индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг определено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ). Дополнительных требований проект санитарных правил не определяет. Вместе с тем пунктом 1.1 статьи 32 Закона N 52-ФЗ определена возможность при осуществлении производственного контроля использовать результаты, выполненные при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Проект санитарных правил такого допущения не содержит.
2.3. Согласно пункту 4.11.5 проекта санитарных правил пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий годности (хранения) продукции. Остается неясным, какой документ подтверждает качество пищевой продукции. Не ясно также, какие документы должны содержать "дату выработки, сроков и условий годности". Указанная информация согласно требованиям технического регламента "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881, содержится в маркировке пищевой продукции. Вместе с тем, обращаем внимание на несоответствие терминологии: термины "дата выработки", "условия годности" не соответствуют понятийному аппарату ТР ТС 022/2011, оперирующего понятиями "дата изготовления пищевой продукции", "условия хранения пищевой продукции"
2.4. Согласно пункту 4.11.6 проекта санитарных правил продукты следует хранить по видам продукции. Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил по организации услуг общественного питания. В соответствии с пунктом 4.11.7 проекта санитарных правил в холодильных камерах/холодильниках должны строго соблюдаться правила товарного соседства.
Обращаем внимание, что требования к хранению пищевой продукции определены техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880, согласно которому сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем. Кроме того, согласно пункту 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011 не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции. Иных ограничений в части "товарного соседства" техническим регламентом не предусмотрено. Таким образом, пункты 4.11.6, 4.11.7 проекта санитарных правил не соответствуют нормам права Евразийского экономического союза и должны быть исключены из проекта акта.
2.5. В соответствии с пунктом 4.11.2 проекта санитарных правил устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать действующим санитарным правилам по оказанию услуг общественного питания.
Учитывая предыдущие замечания (пункты 2.3, 2.4 раздела I настоящего заключения), условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать требованиям ТР ТС 021/2011, а не "действующим санитарным правилам по оказанию услуг общественного питания".
2.6. Пункты 4.11.4 - 4.11.10 проекта санитарных правил подлежат исключению, поскольку дублируют требования санитарных правил для организаций, осуществляющих оказание услуг общественного питания и не относятся к предмету проекта санитарных правил.
2.7. Проектом санитарных правил предусмотрены требования к "объектам спорта" по наличию "помещений медицинского назначения" (пункты 6.1.8, 6.1.15, 6.1.26, 6.1.27 проекта санитарных правил), "медицинских пунктов" (пункт 6.1.20 проекта санитарных правил), "медпункта" (пункт 6.3.7 проекта санитарных правил), "помещения медицинского назначения (медицинского пункта)" (пункт 6.2.3 проекта санитарных правил).
2.7.1. Обращаем внимание на неопределенность понятий "помещение медицинского назначения", "медицинский пункт", "медпункт": законодательство Российской Федерации определения таких понятий не содержит, в связи с чем остается неясным, какие требования должны быть исполнены хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги в качестве "объекта спорта". В частности, представляется необходимым определить, требованиям каких "действующих санитарных правил" должен соответствовать "медпункт", предусмотренный пунктом 6.3.7 проекта санитарных правил, с указанием конкретных положений таких санитарных правил.
2.7.2. Одновременно остается неясным, означает ли требование о наличии соответствующих помещений необходимость включения в штат медицинских работников, а также получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
2.8. В ряде разделов проекта санитарных правил определены требования о применении средств, использовании материалов, оборудования "разрешенных к применению" (в отдельных случаях - "в установленном порядке") (пункты 4.10.1, 4.11.11, 5.32, 8.1.12, 8.1.13, 8.2.33, 8.2.36, 8.2.49 проекта санитарных правил в части моющих и дезинфицирующих средств, пункт 4.10.3 в части оборудования и/или химических средств для обеззараживания воздуха, пункт 5.1 проекта санитарных правил в части строительных, отделочных материалов, технологических и другого оборудования, используемого аптечными организаций, пункт 6.3.10 в части методов обеззараживания, пункт 8.2.19 в части требований к аппаратам в солярии, пункты 8.2.38, 8.2.44 в части требований к стерилизаторам в салонах красоты, пункт 8.4.1 в части требований к обувным материалам и "отдельным ингредиентам" и другие).
Остается неясным, какие средства относятся к "разрешенным к применению в установленном порядке": кем осуществляется выдача такого разрешения, в какой форме, о каком "порядке" выдачи разрешения идет речь. Законодательство Российской Федерации, акты права Евразийского экономического союза не содержат положений в части "разрешения к использованию" продукции.
3. Одновременно проект санитарных правил содержит ряд положений, не относящихся к предмету регулирования - определению санитарно-эпидемиологических требований.
3.1. Проектом акта определяются санитарно-эпидемиологические требования к "предоставлению услуг торговли непродовольственными товарами" (раздел III проекта санитарных правил, включающий требования к оказанию услуг торговли товарами бытовой химии (пункт 3.1 проекта санитарных правил), торговли парфюмерно-косметической продукцией (пункт 3.2 проекта санитарных правил), торговли агрохимикатами (пункт 3.3 проекта санитарных правил), торговли полимерными и полимерсодержащими строительными материалами (ПСМ), изделиями и конструкциями (пункт 3.4 проекта санитарных правил), торговли изделиями полиграфической промышленности (пункт 3.5 проекта санитарных правил).
Обращаем внимание, что такой вид деятельности как торговля не может относиться к виду деятельности "предоставление услуг".
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" "торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров".
Одновременно обращаем внимание, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (ОК 029-2014), утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст (далее - ОКВЭД), разделяет торговлю и услуги. Так, раздел G ОКВЭД "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" включает группировки 45 "Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт", 46 "Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами", 47 "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами". Раздел I ОКВЭД "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" включает группировки 55 "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания", 56 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания". Раздел Q ОКВЭД "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" включает группировки 86 "Деятельность в области здравоохранения" (в том числе медицинские консультации и лечение в области общей и специализированной медицины терапевтами, врачами-специалистами и хирургами; предоставление услуг по общей или специализированной зубоврачебной практике и ортодонтической деятельности; деятельность по охране здоровья человека вне деятельности больниц или практикующих врачей, предоставляемой парамедицинскими специалистами, которые имеют юридические права на лечение пациентов), 87 "Деятельность по уходу с обеспечением проживания", 88 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания". Раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" в том числе включает группировку 93 "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений". Раздел S "Предоставление прочих видов услуг" включает группировки 93 "Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения", 96 "Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг" (в частности, стирка и химическая чистка всех видов одежды и текстильных изделий, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты).
Таким образом, считаем необходимым раздел III исключить из проекта санитарных правил как не относящийся к предмету его регулирования.
3.2. Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. При этом безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Пунктами 7.3-7.7, 7.9, 7.18, 7.19 проекта санитарных правил определены требования к "средствам размещения". Обращаем внимание, что указанные требования не относятся к санитарно-эпидемиологическим. Требования к гостиницам определены Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ, "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 г. N 158 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц". В целях исключения разночтений в требованиях считаем необходимым исключить указанные требования из проекта санитарных правил.
3.3. Согласно пункту 5.5 проекта санитарных правил "аптечные организации должны располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем, позволяющими обеспечить хранение ИЛП и других лекарственных средств, в том числе с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также обеспечивающими сохранение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств при транспортировании, хранении и реализации".
Указанные требования относятся к лицензионным и должны быть исключены из проекта санитарных правил.
3.4. В соответствии с пунктом 5.6 проекта санитарных правил в подвальных этажах, не предназначенных для прокладки коммуникаций, допускается размещать складские помещения, кладовые, гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи персонала, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований к условиям хранения лекарственных средств.
Остается неясным, какое отношение имеют указанные требования к предмету проекта акта. Кроме того, обращаем внимание, что статье 11 Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза оптовая реализация, транспортирование и хранение лекарственных средств на территориях государств-членов осуществляются в соответствии с Правилами надлежащей дистрибьюторской практики, утверждаемыми Комиссией, которые были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 80. Таким образом пункт 5.6 проекта санитарных правил подлежит исключению из проекта санитарных правил, так же как и все другие требования к транспортировке, хранению лекарственных средств (например, пункты 5.4, 5.42, 5.43, 5.44-5.48 проекта санитарных правил).
4. Проект санитарных правил содержит ряд требований, объект регулирования которых остается неопределенным.
4.1. Так, остается неясным объект регулирования раздела VII проекта санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг временного размещения и проживания людей".
Обращаем внимание, что проект санитарных правил не содержит перечень видов (объектов) средств размещения, на которые распространяются требования указанного раздела. Понятие "средство размещения" не определено действующим законодательством. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" оперирует понятиями "средство размещения", определенное как "имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц", "гостиница" - "средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации" (далее - положение о классификации гостиниц). К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру"*(2).
Кроме того, в связи со вступлением в силу с 1 октября 2019 года изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации*(3), в соответствии с которым запрещено размещение гостиниц в жилых помещениях многоквартирных домов, к гостиницам не относятся также жилые помещения, используемые для временного проживания туристов по договорам найма.
Таким образом, остается неясным перечень видов (объектов) средств размещения, на которые распространяются требования указанного раздела. В целях исключения риска возникновения избыточных необоснованных претензий со стороны контролирующих органов, а также затрат субъектов предпринимательской и иной деятельности представляется необходимым в проекте акта определить объекты регулирования.
4.2. Согласно пунктам 6.1.12-6.14 проекта санитарных правил спортивные залы размещаются в отдельно стоящих зданиях, спортивных комплексах или в составе общественных зданий. Размещение помещений физкультурно-спортивного назначения для детей в цокольных и подвальных этажах зданий не допускается. Размещение физкультурно-спортивных залов во встроенных и пристроенных к жилым зданиям помещениях допускается при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму и вибрации, проникающих в жилые помещения, а также при условии организации отдельного входа, изолированного от жилой части дома.
Обращаем внимание на терминологию проектируемых пунктов: "спортивные залы", "спортивные комплексы", "помещения физкультурно-спортивного назначения", "физкультурно-спортивные залы". При этом для каждого объекта определяются ограничения по размещению. В отсутствие определенности в определении соответствующих объектов регулирования, проектируемые требования представляются избыточными.
5. Проект акта содержит рекомендательные положения. Обращаем внимание, что все санитарно-эпидемиологические требования интерпретируется в ходе контрольных мероприятий как обязательные. Таким образом, рекомендательные нормы должны быть исключены из проектируемого регулирования (например, пункты 4.5.8, 6.3.27, 7.25, 7.3, 7.5, 9.35, Приложение N 3 к проекту санитарных правил, Приложение N 5 к проекту санитарных правил, Приложение N 8 к проекту санитарных правил).
6. Проект акта содержит оценочные понятия.
Согласно пункту 4.12.27 проекта санитарных правил устранение возникающих неисправностей и дефектов в системе вентиляции должно проводиться "безотлагательно". В соответствии с пунктом 5.29 отделка стен и потолков производственных помещений должна быть "гладкой". Пунктом 6.1.4 определено, что дорожки к зданиям, хозяйственным постройкам, контейнерным площадкам для сбора мусора должны оборудоваться "ровным твердым покрытием". В соответствии с пунктом 6.2.47 проекта санитарных правил информация должна быть направлена в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, "немедленно". Согласно пункту 7.2 проекта санитарных правил территория средств размещения должна быть "благоустроена" и содержаться "в чистоте". Территория средств размещения должна быть "освещена в темное время суток" иметь "удобные подходы и подъезды" с "твердым покрытием", оборудованные пандусами. В соответствии с пунктом 7.12 проекта санитарных правил отделка помещений кладовых" для хранения чистого и грязного белья, санитарных комнат, помещений для хранения и обработки инвентаря, панелей в кухнях, полов, а также стен в местах установки раковин и других санитарно-технических приборов должна быть "гладкой", "без дефектов", из влагостойких и устойчивых к дезинфицирующим средствам материалов, "легко очищаемой", "доступной для текущей уборки". Пунктом 7.20 проекта санитарных правил определено, что уборка помещений в средствах размещения должна проводиться в том числе "по мере необходимости". Согласно пункту 7.30 проекта санитарных правил помещения мусоропровода (мусороприемные камеры) средств размещения, должны "содержаться в чистоте" и "регулярно" подвергаться дезинфекционной обработке, согласно пункту 8.5.6 "стены и пол в общественных туалетах должны быть покрыты легко моющимися, гладкими и водонепроницаемыми материалами".
7. Проект акта содержит неопределенные, специальные термины: "шлюз", "непроходная секция", "центральные кладовые", "медицинские организации малой мощности", "дезинфекционная камерная обработка", "буфетные", "санитарные комнаты", "мопы", "гигиеническое покрытие", "комплексных предприятий службы быта", "мини-химчистки", "административные помещения", "административно-бытовые помещения", "санитарно-технических приборы", стены должны быть "без дефектов", "хозяйственная зона территории", "открытые плоскостные объекты спорта", "необходимый набор", "бытовые помещения", "вспомогательные помещения", "обходные дорожки", "стационарные скамьи", "подготовительные занятия", "аналитическая лаборатория, аккредитованная в установленном порядке", "зона дыхания пловцов", "четко изолированные помещения", "оборудование проходного типа", "производственные помещения" (аптек), "вспомогательные помещения", "территория средств размещения", "светильники общего освещения", "производственная аптека".
II. Замечания к отдельным положениям проекта санитарных правил.
1. Проектом санитарных правил при определении требований к объектам регулирования в том числе определяются требования о соответствии факторов среды обитания гигиеническим нормативам. При этом в отдельных случаях указывается ссылка на "Гигиенические нормативы факторов среды обитания". Представляется необходимым не только определить такие отсылочные нормы для всех упоминаемых в проекте санитарных правил указаний на гигиенические нормативы, но и в каждом случае указать на конкретные положения действующих нормативных актов, которыми соответствующие нормативы установлены. Также как необходимо определить в тексте проекта акта ссылки на конкретные положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования к объектам регулирования взамен проектируемому "в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации" (как это, например, устанавливается в пунктах 6.3.7, 7.1, 8.1.1 проекта санитарных правил).
2. Согласно положениям пункта 4.1.1 проекта санитарных правил медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь с круглосуточным пребыванием пациентов, должны иметь "благоустроенную территорию земельного участка, позволяющую обеспечить лечебно-охранительный режим". Одновременно устанавливается требование о размещении стационаров психиатрического, инфекционного, в том числе туберкулезного профиля "на расстоянии не менее 100 метров от территории жилой застройки".
II.1. Обращаем внимание на неопределенность понятий "благоустроенная территория земельного участка", "лечебно-охранительный режим", "территория жилой застройки".
II.2. Остается неясным, каким образом, на основании каких подтверждающих документов и критериев хозяйствующим субъектом может быть доказана возможность "территории" обеспечить "лечебно-охранительный режим",
II.3. Остается неясным, какое отношение "благоустроенная территория" и обеспечение "лечебно-охранительного режима" имеют к санитарно-эпидемиологическим требованиям.
II.4. В связи с неопределенностью понятия "территория жилой застройки" представляется неисполнимым требование о расположении стационаров психиатрического, инфекционного, в том числе туберкулезного профиля: остаются неясными границы (точки) измерения расстояния.
3. Согласно пункту 4.1.8 проекта санитарных правил "требования к размещению медицинских организаций, эксплуатирующих источники ионизирующих излучений, определяются в соответствии с нормами радиационной безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности". Обращаем внимание, что проектом акта отменяется в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Таким образом, устанавливаемое требование остается неопределенным.
4. Согласно пункту 4.6 проекта санитарных правил помещения медицинских организаций "помещения с постоянным пребыванием пациентов и персонала должны иметь естественное освещение".
4.1. Обращаем внимание на неопределенность требования в связи с неясностью, что понимается под "постоянным пребыванием".
4.2. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензируются в том числе такие виды медицинской деятельности как косметология, лабораторная диагностика, мануальная терапия, медицинский массаж, радиология, радиотерапия, рентгенология, стоматология, ультразвуковая диагностика. Представляется, что требование о наличии естественного освещения в помещениях, где осуществляются такие виды деятельности, является избыточным. Указанное требование может привести к прекращению деятельности значительного количества организаций, оказывающих указанные выше услуги в помещениях, не обеспеченных естественным освещением.
5. В соответствии с пунктом 4.7.3 проекта санитарных правил "в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств".
Остается неясным, что понимается под "вспомогательными помещениями". В отсутствие определенности требование об использовании в таких помещениях медицинской мебели представляется необоснованным и избыточным.
6. Согласно пункту 4.8.1 проекта санитарных правил в целях профилактики и борьбы с возникновением и распространением инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, организуется и проводится комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства Российской Федерации. В случае обоснованности определяемых требований представляется необходимым указать отсылочную норму на нормативный акт, которым определены как "комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий", так и конкретные положения "санитарного законодательства Российской Федерации", которыми такой комплекс мероприятий установлен.
6.1. Согласно пункту 4.11.2 проекта санитарных правил "устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать действующим санитарным правилам по оказанию услуг общественного питания".
В соответствии с пунктом 4.11.3 проекта санитарных правил "состав и планировка помещений пищеблоков медицинских организаций должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к организации общественного питания".
6.2. Представляется, что пункты 4.11.2 и 4.11.3 дублируют требования.
6.3. Одновременно обращаем внимание, что условия транспортировки и хранения пищевой продукции определены ТР ТС 021/2011.
6.4. Кроме того, определяя ссылку на иной нормативный правовой акт, которым определены требования к объекту регулирования, необходимо указывать конкретные положения такого акта.
6.5. Вопросы устройства, состава и планировки помещений не относятся к предмету проекта акта.
6. Согласно пункту 4.12.4 проекта санитарных правил устройство, оборудование и эксплуатация физиотерапевтических кабинетов, применение лазеров регламентируются действующими нормативными документами. Представляется необходимым определить отсылочное положение на нормативный правовой акт (конкретные его положения), которыми регламентируются указанные требования.
7. В соответствии с пунктом 5.10 проекта санитарных правил аптечные организации должны размещаться в изолированном блоке помещений в отдельно стоящих зданиях, во встроенных или пристроенных помещениях жилых и общественных зданий. Не допускается размещение на площадях аптечных организаций учреждений, функционально с ней не связанных. При размещении в жилых зданиях необходимо наличие входа, изолированного от жилой части здания.
7.1. Представляется неопределенным требование об "изолированном блоке помещений в отдельно стоящих зданиях".
7.2. Остается неясным, что понимается под "размещением на площадях аптечных организаций", а также под "учреждениями, функционально не связанными с аптечными организациями". Не ясной является и проблема, с которой предполагает бороться разработчик, определяя проектируемый запрет. В отсутствие соответствующих обоснований указанное требование представляется избыточным.
8. Согласно пункту 5.11 проекта санитарных правил при необходимости доставки товаров грузовым транспортом предусматривается погрузочно-разгрузочная площадка, оборудованная козырьком или навесом. Размещение погрузочно-разгрузочной площадки под окнами жилых квартир не допускается (требование к аптечным организациям).
Согласно данным участников публичных консультаций в настоящее время действует значительное количество аптечных организаций, расположенных в жилых домах, у которых нет "погрузочно-разгрузочной площадки, оборудованной козырьком или навесом". При этом наличие такой площадки является обязательным согласно проектируемым положениям. Однако размещение такой площадки под окнами "жилых квартир" не допускается. То есть если такая площадка есть, то нельзя ею воспользоваться в случае размещения аптечной организации в помещении жилого дома, а если ее нет, то это нарушение требования проекта санитарных правил.
Остается неясным, означает ли это требование необходимость прекращения деятельности таких аптечных организаций. Обращаем внимание, что разработчиком не был проведен анализ последствий проектируемого регулирования. Остается неясным количество аптечных организаций, действующих в настоящее время, и соответствующих проектируем требованиям.
Неясно также, что имеет в виду разработчик под "жилыми квартирами".
В отсутствие достаточных обоснований, а также анализа последствий проектируемого регулирования полагаем требование пункта 5.11 проекта санитарных требований избыточным.
9. В соответствии с пунктом 5.27 проекта санитарных правил "все применяемые для внутренней отделки помещений материалы должны отвечать функциональному назначению помещений" (аналогичное требование определено пунктом 5.30 проекта санитарных правил).
Требование является неопределенным и не позволяет сделать вывод о том, что понимается под "функциональным назначением помещения", какова взаимозависимость такого назначения и "применяемых для внутренней отделки помещений материалов". Кроме того, остается неясной цель установления проектируемого требования.
10. Неопределенным является также требование пункта 5.33 проекта санитарных правил, согласно которому аптечные организации должны быть обеспечены моющими, дезинфицирующими средствами "в соответствии с расчетной потребностью и хозяйственным инвентарем для обеспечения санитарного режима". Остается неясным, означает ли указанное требование обязанность хозяйствующего субъекта по ведению "расчета потребности" в моющих, дезинфицирующих средствах", что понимается под "обеспечением санитарного режима", а также какой объем средств может быть оценен как достаточный для обеспечения аптечных организаций, каковы критерии "обеспеченности".
Указанное требование представляется избыточным. Пунктом 5.23 проекта санитарных правил уже определено требование о проведении ежедневной влажной уборки помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств. Представляется, что указанного требования достаточно.
11. Согласно пункту 5.38 проекта санитарных правил хранение верхней одежды, спецодежды, обуви персонала осуществляется раздельно в индивидуальных двухсекционных шкафчиках, соответствующих числу работников. Представляется необоснованным установление требования о конкретных видах шкафов, в которых должна храниться одежда и обувь персонала. Представляется достаточным требование о раздельном их хранении.
12. Пунктом 5.40 проекта санитарных правил определено, что стирка санитарной одежды осуществляется централизованно в прачечных или в прачечной самой организации. Запрещается стирка санитарной одежды на дому.
Обращаем внимание, что в сельских районах может не быть прачечных и химчисток для целей "централизованной" стирки. Аптечная организация, в свою очередь, может не располагать стиральной машиной (и в силу избыточных затрат, и недостаточности места для ее установки). Остается неясным запрет на стирку одежды на дому работниками. В отсутствие обоснований указанный пункт проекта санитарных правил представляется избыточным.
13. В соответствии с пунктом 6.1.20 проекта санитарных правил "медицинские пункты объектов спорта должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям раздела 4 настоящих санитарных правил по услугам". Обращаем внимание, что разделом 4 проекта санитарных правил определяются требования к медицинским организациям, в том числе к стационарам, стоматологическим клиникам, фельдшерско-акушерским пунктам, амбулаториям. Представляется избыточным распространять все требования к указанным организациям на медицинские пункты "объектов спорта". Проектируемое положение означает, в том числе, что "объекты спорта" должны получать лицензию на осуществление медицинской деятельности. Полагаем необходимым определить отсылочную норму на конкретные положения раздела 4, которыми определены требования, актуальные для "медицинских пунктов" "объектов спорта".
14. Согласно пункту 6.1.21 проекта санитарных правил организации общественного питания и торговли, входящие в состав объектов спорта, "должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям раздела 3 настоящих санитарных правил".
Обращаем внимание, что санитарные требования к организациям, осуществляющим торговую деятельность, не относятся к предмету проекта санитарных правил (замечание 3.1 настоящего заключения). Кроме того, раздел 3 проекта санитарных правил не содержит требований к организациям, предоставляющим услуги общественного питания.
Таким образом, пункт 6.1.21 подлежит исключению из проекта санитарных правил.
15. Согласно пункту 6.1.23 проекта санитарных правил "раздевальные должны оборудоваться скамьями, шкафами с учетом росто-возрастных особенностей лиц, занимающихся спортом. Количество шкафов должно соответствовать числу лиц, занимающихся спортом. При эксплуатации объектов спорта раздевальные, душевые, туалеты оборудуются с учетом росто-возрастных особенностей детей".
Обращаем внимание, что "объекты спорта" предназначены для посещения и детьми, и взрослыми. Представляется избыточным требование о наличии скамей и шкафов "с учетом росто-возрастных особенностей лиц, занимающихся спортом" применительно к взрослым посетителям. Считаем целесообразным соответствующие требования определять отдельно при формировании требований к занятиям спортом детей.
Одновременно представляется неочевидным способ реализации требования о количестве шкафов в соответствии с "числом лиц, занимающихся спортом". Количество посетителей спортивных залов, спортивных клубов - не постоянно, меняется в зависимости от многих параметров. Остается неясным, означает ли указанное требование, что хозяйствующий субъект, предоставляющий спортивные услуги, обязан постоянно менять количество оборудования в раздевалках в зависимости от количества посетителей в каждый момент времени (не ясно, как часто).
16. Согласно пункту 6.2.46 проекта санитарных правил эффективность работы приточно-вытяжной вентиляции подлежит систематическому контролю специализированной организацией (не реже 1 раза в год).
Представляется, что задачу по контролю работы вентиляции может быть организована самим хозяйствующим субъектом. Представляется избыточным устанавливаемое требование.
17. Согласно пункту 6.2.47 проекта санитарных правил "результаты производственного лабораторного контроля в случаях несоответствия качества воды гигиеническим требованиям информация должна передаваться в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, немедленно".
17.1. Остается неясным, что означает "немедленно".
17.2. Считаем необходимым уточнить способ передачи информации.
17.3. Кроме того, исходя из представленной редакции, остается неясным, какая информация должна передаваться в "органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор" и какие именно "органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор" имеются в виду.
18. Согласно пункту 6.2.28 проекта санитарных правил концентрация свободного хлора в воздухе над зеркалом воды допускается не более 0,1 мг/м, озона - не более 0,16 мг/м.
Представляется необходимым определить предельную высоту над зеркалом воды, допустимую для соответствующих измерений.
19. В соответствии с пунктом 6.3.1 проекта санитарных правил аквапарки "должны размещаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации". Представляется необходимым определить отсылочную норму на нормативный правовой акт (конкретные его положения), которыми установлены требования к размещению аквапарков.
20. Остается неясным, кем должны проводиться дезинсекционные и дератизационные мероприятия, требование о которых определяется в пункте 6.3.25. Кроме того, при установлении положения о соответствии проведения указанных мероприятий "в соответствии с санитарными правилами считаем необходимым указать ссылку на действующие нормативные правовые акты (с указание конкретных их положений), устанавливающие соответствующие нормы.
21. Согласно пункту 6.4.12 проекта санитарных правил отделка парильной проводится материалами, безопасными для человека.
Представляется необходимым определить отсылочную норму на нормативный правой акт, которым определены требования безопасности материалов для отделки "парильной" для человека. В ином случае указанное требование подлежит исключению из проекта санитарных правил.
22. В соответствии с пунктом 7.42 проекта санитарных правил расстояние от мусоросборников до зданий, предназначенных для проживания, мест отдыха, должно составлять не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Обращаем внимание на неопределенность определения проектируемых расстояний: что понимается под "местами отдыха".
23. Пунктами 8.2.28-8.2.29 проекта санитарных правил определены уровни физических факторов, воздействующих на персонал и посетителей салонов красоты, а также допустимая интенсивность ультрафиолетового излучения. Обращаем внимание, что Роспотребнадзором разработан проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 1.2. -20 "Гигиенические нормативы факторов среды обитания" (далее - проект гигиенических нормативов), которым определяются физические факторы среды обитания. В целях недопущения разночтений в показателях представляется, что указанные параметры должны быть исключены из проекта акта и включены в проект гигиенических нормативов.
24. Согласно пункту 8.2.39 проекта санитарных правил "съемные ножи электрических бритв протирают дважды (с интервалом 15 мин.) тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе, не вызывающем коррозию, в концентрациях, применяемых при вирусных гепатитах".
24.1. Представляется спорной возможность контроля за исполнением требования в части протирки съемных ножей "с интервалом 15 минут". Требования, исполнение которых не может быть проверено в рамках контрольных мероприятий, не должны включаться в санитарные требования. Роспотребнадзором могут быть сформированы рекомендации, не носящие обязательный характер, и размещенные на официальном сайте Службы (аналогичное замечание - к пункту 8.2.44 проекта санитарных правил в части протирки электродов к косметическому оборудованию).
24.2. Кроме того, неопределенной является норма о концентрации дезинфицирующего раствора, представляется необходимым либо в проекте санитарных правил определить соответствующие концентрации, либо сформировать отсылочную норму на нормативный правовой акт (конкретные его положения), которым такие концентрации определены.
25. Аналогичное замечание в части необходимости указания в проекте санитарных правил либо конкретных требований, либо отсылочной нормы на нормативный правовой акт, которым соответствующие требования определены, относится к пунктам 8.2.40, 8.2.46 проекта санитарных правил в части положения о дезинфицирующем растворе "в концентрации и с экспозицией, применяемой для дезинфекции при грибковых заболеваниях", дезинфекции инструментов "по режиму, применяемому при вирусных гепатитах".
26. При определении пунктом 8.4.1 проекта санитарных правил требований к организациям по предоставлению услуг по ремонту обуви разработчик устанавливает следующее требование: "использованию должны быть допущены обувные материалы и отдельные ингредиенты, разрешённые к применению в установленном порядке". В части требования об использовании "разрешенных к применению материалов" замечание определено в пункте 3.2 настоящего заключения. Одновременно обращаем внимание на неопределенность понятия "ингредиенты" в контексте материалов для ремонта обуви.
27. Согласно пункту 8.5.4 проекта санитарных правил предусмотрена возможность установления передвижных общественных туалетов, располагаемых "только в местах, где возможно их присоединение к сетям водопровода и канализации". Обращаем внимание, что в настоящее время широкое распространение получили так называемые "биотуалеты", размещение которых не зависит от наличия водопровода и канализации. Считаем необходимым включить в проект акта возможность размещения и такого рода туалетов.
28. В соответствии с пунктом 8.5.7 проекта санитарных правил территория вокруг общественных туалетов "должна быть асфальтирована с уклонами для отвода поверхностных вод". Указанное требование представляется избыточным, не относящимся к предмету проекта акта. Кроме того, неопределенным является размер "территории вокруг" общественных туалетов.
29. Представляется избыточным требование пункта 8.3 в части услуг прачечных (бытовых услуг по стирке швейных и трикотажных изделий) для так называемых прачечных самообслуживания. В частности, для такого рода организаций не может быть реализовано требование пункта 8.3.7 проекта санитарных правил, согласно которому входы в прачечные должны быть отдельные от входов иного назначения, а также требования пункта 8.3.5 проекта санитарных правил, в соответствии с которым прачечные должны иметь два отделения, "четко изолированные друг от друга: чистое и грязное". Отдельные технологические линии должны выделяться для стирки белья из медицинских организаций и стирки белья для детей до 1 года. Для стирки следует использовать оборудование проходного типа с режимами дезинфекции.
Представляется необходимым доработать указанный пункт, предусмотрев исключения из проектируемых требований для малых форм прачечных, в частности - прачечных самообслуживания.
30. Согласно пункту 7.13 проекта санитарных правил в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в средствах размещения проводятся дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия. Представляется необходимым определить конкретные требования к таким мероприятиям или определить отсылочную норму на конкретные положения нормативного правового акта, которым такие требования предусмотрены.
31. Требование пункта 7.14 проекта санитарных правил в части необходимости использования в средствах размещения съемных чехлов при использовании мягкой мебели "с обязательной стиркой их по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц" представляется избыточным. Остается неясным, почему гостиницы не могут себе позволить использовать мягкую мебель без чехлов, а также определить периодичность ее очищения самостоятельно.
32. Представляется избыточным требование пункта 7.17 проекта санитарных правил о запрете хранении чистого и грязного белья в одном помещении, особенно для небольших гостиниц. Представляется необходимым уточнить формулировку, предусмотрев возможность раздельного хранения такого белья в одном помещении.
33. Требование пункта 7.22 проекта санитарных правил может привести к ограничениям применяемых дезинфицирующих средств: устанавливается требование, согласно которому ванны, сидения и крышки унитаза, биде, ручки для спуска воды и дверей туалетов средств размещения должны ежедневно обрабатываться растворами средств дезинфекции. В настоящее время используются не только "растворы". Представляется необходимым определить требование об обработке указанных поверхностей дезинфицирующими средствами без конкретизации формы такого средства.
34. Требование пункта 7.31 проекта санитарных правил в части определения частоты смены белья и полотенец в средствах размещения представляется избыточной в связи с тем, что такие требования определены в положении о классификации гостиниц.
35. Одновременно обращаем внимание на необходимость определения переходного периода вступления в силу проекта акта.
III. Обращаем внимание, что разработчиком повторно допущено некорректное заполнение сводного отчета. Сохраняются замечания к сводному отчету*(4), изложенные в письме Минэкономразвития России от 19 мая 2020 г. N 15783-АХ/Д26и, в части описания предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы (раздел 6 сводного отчета), описания новых преимуществ для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (раздел 10 сводного отчета), оценки расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения устанавливаемых обязанностей и ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений (раздел 11 сводного отчета), анализа рисков решения проблемы предложенным способом регулирования и рисков негативных последствий (раздел 12 сводного отчета).
Учитывая недостаточную проработанность сводного отчета, может быть сделан вывод о том, что разработчиком не проведено всестороннего анализа последствий реализации проектируемого регулирования, в связи с чем сделать вывод о наличии проблемы в указанной сфере и, соответственно, об обоснованности выбранных разработчиком методов ее решения не представляется возможным.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 47 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 1 Методики исполнения плана мероприятий ("Дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины".
*(2) Пункт 6 Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 г. N 158.
*(3) В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
*(4) Требование пункта 15 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.