Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 21.08.2020 г.)
В настоящее время в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляют выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
Соответствующие полномочия в части объектов капитального строительства предоставлены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ Правительству Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации) и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности.
В отношении проектирования, строительства, ремонта, утилизации морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания и других плавучих сооружений, подлежащих регистрации (далее - суда) полномочия органов власти Российской Федерации законодательством Российской Федерации не определены.
В этих условиях имеются случаи предъявления государственными заказчиками к исполнителям контрактов на строительство судов при определении цен требований, относящихся к объектам капитального строительства, что не соответствует практике формирования цен на суда.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
К указанным инвестиционным проектам наряду с объектами капитального строительства относится и строительство судов.
В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации положений, регулирующих вопросы ценообразования на суда, постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" и от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" не предусмотрено требование о необходимости предоставления главными распорядителями средств федерального бюджета копии положительного заключения о достоверности обоснования стоимости строительства судов.
Указанные недостатки в законодательстве Российской Федерации затрудняет проведение проверки на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджетов и снижает достоверность определения цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.
Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации утверждает:
- порядок проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов и выдачи заключения по результатам проведения проверки достоверности (экспертизы);
- требования к организациям, осуществляющим проверку достоверности (экспертизу) обоснований ориентировочной стоимости строительства и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, а также порядок и сроки их отбора;
- порядок ведения реестра организаций, осуществляющих проверку достоверности (экспертизу) обоснований ориентировочной стоимости строительства и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;
- порядок разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.
Законопроект учитывает, что в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги (в том числе, в отношении судов) и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений указанного Федерального закона.
Законопроектом также предусматривается, что Правительство Российской Федерации определяет полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере промышленной политики (Министерства промышленности и торговли Российской Федерации) в области определения ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, трудоемкости и нормирования труда при проектировании, строительстве, ремонте, утилизации судов, в том числе, в отношении:
- осуществления методического руководства в области определения ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна и утверждения нормативно-методических документов, используемых при определении ориентировочной стоимости строительства и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;
- осуществления методического руководства в области определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов и утверждения нормативно-методических документов, используемых при определении трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;
- установления порядка формирования и осуществления ведения реестра нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, а также реестра отраслевых норм труда при определении трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;
- утверждения формы заключения по результатам проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судов;
Законопроект также предусматривает положения, определяющие особенности формирования и реализации промышленной политики в области ценообразования и определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.
Реализация полномочий Правительства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в области ценообразования и определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, предусмотренных законопроектом, позволит сформировать минимально достаточную систему нормативных правовых актов, нормативов и нормативно-методических документов, регламентирующих правила определения трудоемкости и цен проектирования, строительства, ремонта и утилизации судов, и позволяющих осуществлять методическое руководство в данной области. Это будет способствовать повышению достоверности определения цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.
Введение обязательной проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судов, строительство которых осуществляется в форме инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, позволит обеспечить проведение проверки на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов.
Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 2553-р предусмотрено создание и обеспечение функционирования центра ценообразования морской техники с функциями государственной экспертизы цен.
Законопроект обеспечивает соблюдения принципа единства правовых основ и единообразного подхода в вопросах определения трудоемкости и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, поставляемых по государственному оборонному заказу, и гражданские суда, создаваемые с использованием бюджетных средств.
Законопроект также направлен на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе на решение вопросов диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции. Стимулирование производства такими организациями высокотехнологичной продукции гражданского назначения предусмотрено поручениями Президента Российской Федерации ?от 18 декабря 2018 г. N Пр-2423 и от 17 февраля 2018 г. N Пр-288. Согласно ежегодному посланию Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации в декабре 2016 года поставлена задача довести к 2025 году долю гражданской продукции до 30 % от общего производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му году - до 50 %.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также положительно повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, предусматривающих создание судов.
В законопроекте обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.