Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне"
(подготовлен Минобороны России 19.08.2020 г.)
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) определено, что ограничение на доступ к информации устанавливается только федеральными законами.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" установлен порядок отнесения информации к государственной тайне и эффективный механизм ее защиты.
Вместе с этим, возможность аналогичной защиты служебной информации ограниченного доступа, образующейся в процессе деятельности государственных органов и организаций Российской Федерации, ввиду отсутствия соответствующего федерального закона не определена.
В настоящее время единственным инструментом ограничивающим распространение служебной информации является постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, действие которого распространяется только на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации. При этом остальные организации Российской Федерации и граждане остаются вне правового поля данного постановления.
В результате в средствах массовой информации организациями Российской Федерации периодически размещается служебная информация, касающаяся организации обороны государства, в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности и т.п.
Мероприятия, проводимые в рамках законодательства Российской Федерации по ограничению доступа к информации в области обороны (в том числе в отношении государственного оборонного заказа), не отнесенной в установленном порядке к государственной тайне, не позволяют в полной мере ограничить ее распространение в открытых источниках.
Наряду с этим, установленные отраслевыми федеральными законами различные виды тайн (банковская, налоговая, врачебная, адвокатская, семейная и др.) позволяют ограничить доступ к соответствующим в определенных областях сведениям.
С учетом вышеизложенного предлагается информацию, образующуюся при реализации мероприятий в области обороны, и не составляющую государственную тайну, отнести на законодательном уровне к категории конфиденциальной.
Данная норма позволит установить ограничения на распространение указанной информации для всех федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций Российской Федерации и граждан Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ в отношении организаций и граждан Российской Федерации требование по защите полученной информации при исполнении ими профессиональных обязанностей или при осуществлении определенных видов деятельности, правомерно только в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
Одновременно, частью 4 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ определено, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
С целью реализации данного подхода подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - законопроект), который дополняет Федеральный закон "Об обороне" новой статьей "Служебная тайна в области обороны", предусматривающей:
установление категории информации, относящейся к конфиденциальной;
определение перечня сведений, которые не могут быть отнесены к тайне в области обороны;
порядок формирования и утверждения перечня сведений, составляющих служебную тайну в области обороны;
определение Правительством Российской Федерации порядка обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны;
обязанность соблюдения конфиденциальности информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны;
ответственность лиц виновных в разглашении сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроектом на Министерство обороны Российской Федерации возложено формирование по предложениям других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых для выполнения задач в области обороны, перечня сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.
Подготовленный проект перечня сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, будет утверждаться Президентом Российской Федерации. Данным перечнем будут также определены полномочия государственных органов по отнесению сведений к служебной тайне в области обороны.
В дальнейшем на основании утвержденного Президентом Российской Федерации перечня сведений заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами будут разрабатываться ведомственные перечни сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.
Под ответственностью понимается административная ответственность в соответствии со статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в отношении организаций и граждан) и дисциплинарная ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, а также граждан, призванных на военные сборы).
С изданием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" потребуется внесение изменений в Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, в части распространения его действия на порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны, в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях.
Законопроект не затрагивает положения Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положения иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация предлагаемого изменения не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, будет способствовать повышению эффективности системы защиты сведений в области обороны и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
_____________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.