Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 20.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Проект) разработан в соответствии Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 3205-р.
В соответствии с положениями части 1 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Частью 3 статьи 19 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Кроме того, согласно части 4 статьи 19 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации, в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 указанной статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, в том числе:
1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенным учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
В этой связи отмечается, что в настоящее время Правительством Российской Федерации уже утверждены и разработаны единые для всех заказчиков акты о нормировании, а именно общие требования и общие правила к порядку разработки и порядку определения требований и нормативных затрат, а также требования и правила для заказчиков федерального уровня.
При этом следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 4 Общих правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственного органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных государственных органов и подведомственных им организаций как получателей средств соответствующего бюджета на закупку товаров, работ и услуг в рамках исполнения соответственно федерального бюджета.
Система обеспечения безопасности Российской Федерации включает в себя мероприятия по защите Государственной границы Российской Федерации, обеспечиваемой посредством согласованной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия соответствующих мер, в том числе при осуществлении контролируемого пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) на установленных пунктах и местах ее пересечения.
На территории Российской Федерации в настоящий момент установлено 385 пунктов пропуска, из которых функционирует 310, не функционирует 75.
Анализ текущего состояния пунктов пропуска, проведенный в соответствии с пунктом 3.3 решения Совета Безопасности Российской Федерации от 06.04.2018 Минтрансом России совместно с государственными контрольными органами (ПС ФСБ России, ФТС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор), а также контрольные и экпертно-аналитические мероприятия, осуществленные Счетной палатой Российской Федерации, позволяют констатировать следующие факты:
- из 310 функционирующих пунктов пропуска только 43 (около 14 %) оснащены всем необходимым оборудованием и отвечают предъявляемым нормативам и требованиям;
- объем доводимых средств на эксплуатацию (содержание) пунктов пропуска является весьма незначительным и составляет ежегодно не более 250 млн. руб., 50% (в среднем 25 руб. на 1 кв. м в год) из которых должны быть направлены на осуществление капитального (текущего) ремонта и оснащение;
- с 2013 года по 2019 год площадь эксплуатируемых помещений возросла в 1,7 раза (с 302,6 тыс. кв. м до 512,9 тыс. кв. м), в 2020 году планируется рост до 1,87 раза (до 566,5 тыс. кв. м). При сохранении уровня финансирования средняя стоимость обслуживания единицы площади помещений пунктов пропуска сократится в 2,11 раза.
При этом объем доводимых средств на эксплуатацию (содержание) пунктов пропуска с 2012 года фактически не изменился.
В условиях недостаточного финансирования функционирующие здания и сооружения пунктов пропуска утрачивают свое нормативное состояние (износ существующего инженерного комплекса уже превысил 70%), что неизбежно снижает качество государственного контроля, создает социальную-экономическую напряженность на участках Государственной границы, дискредитирует внешнеполитический имидж страны и, как следствие, ставит под угрозу национальные интересы Российской Федерации на евразийском пространстве.
Выделяемый объем бюджетных ассигнований существенно затрудняет в полном объеме обеспечить функционирование пунктов пропуска в исправном техническом состоянии.
Дефицит финансирования от необходимого объема для полноценного функционирования пунктов пропуска в нормативном состоянии составляет:
в 2019 году - 57,1%;
в 2020 году - 63,6%;
в 2021 году - 57,7%;
в 2022 году - 52,7%.
Из-за недостаточного финансирования, направляемого на содержание и обслуживание пунктов пропуска, подведомственное Минтрансу России ФГКУ Росгранстрой вынуждено занижать объемы и увеличивать периодичность оказываемых услуг, связанных с содержанием и обслуживанием пунктов пропуска.
Так, например, при осуществлении организации мероприятий по содержанию в чистоте пунктов пропуска (клининг):
Уменьшены объемы и увеличена периодичность предоставления услуг по уборке помещений, территорий пунктов пропуска, мероприятий по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, аккарицидной обработке при наличии большого пассажиропотока;
не в полном объеме осуществляется закупка гигиеничных средств в туалетные комнаты;
занижены объемы и увеличена периодичность вывозимого с пункта пропуска снега;
Уменьшены объемы работ и увеличена периодичность по выполнению работ по благоустройству пунктов пропуска (стрижка кустарников, высадка цветов и т.п.);
количество персонала, оказывающего указанные услуги, сведено к минимуму;
не осуществляется уборка помещений пунктов пропуска, переданных по договорам безвозмездного пользования.
При организации мероприятий по техническому обслуживанию увеличена периодичность проведения работ, а также занижены их объемы.
Кроме того, при осуществлении организации мероприятий по комплексной системе безопасности:
Уменьшены объемы и периодичность услуг, оказываемых в рамках обслуживания комплексной системы безопасности на пунктах пропуска, находящихся в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой;
периодичность обслуживания комплексных систем безопасности, находящихся на балансе ФГКУ Росгранстрой и установленных в пунктах пропуска, переданных по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды), увеличена с квартальной до годовой.
При организации мероприятий, связанных с обеспечением запаса топлива на пунктах пропуска, отсутствует возможность осуществления закупки годового объема топлива, необходимого для обеспечения работы ДЭС и котельных, что приводит к отсутствию на пунктах пропуска горячего водоснабжения в летний период и периодическому занижению температурного режима.
Также следует отметить, что учитывая практику сложившуюся в транспортном комплексе, Правительством Российской Федерации уже созданы исключения из общего порядка утверждения и разработки единых для всех заказчиков актов о нормировании, а именно постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2014 N 1295 "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений", постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 N 658 "О нормативах финансовых затрат и правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения" и постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 N 1258 "Об утверждении классификации работ по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности".
Основаниями для издания указанных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации явились нормы предусмотренные в соответствующих базовых отраслевых федеральных законах.
Базовым законодательным актом в части регулирования деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" предполагается внести изменения в статью 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон), предлагается наделение Правительства Российской Федерации полномочием утверждать нормативы финансовых затрат и правила расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание пунктов пропуска.
Принятие указанных изменений позволит на законодательном уровне закрепить нормативы затрат и порядок определения стоимости работ капитальному ремонту, ремонту и содержанию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации исходя из фактической необходимости и потребности выполнения работ, а также благоприятно отразится на обеспечении выполнения стратегических мероприятий по обеспечению защиты Государственной границы Российской Федерации.
Принятие Проекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не потребует внесения изменений в иные нормативные акты.
Принятие Проекта не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
В Проекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях,или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Предлагаемые решения, предусмотренные Проектом, не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.