Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части систематизации обязательных требований в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования)"
(подготовлен Минобрнауки России 20.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части систематизации обязательных требований в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 36 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р, и связан с реализацией механизма "регуляторной гильотины".
Следует отметить, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) принят всего около 8 лет назад. Его принятию предшествовала долгая и значительная работа по анализу правоприменительной практики, сбору мнений научного, педагогического, ректорского сообщества, работодателей, разработке законопроекта и его обсуждению на многочисленных экспертных площадках, которая началась после утверждения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 года, и длилась 8 лет.
Результатом этой работы стал закон, соответствующий новейшим требованиям нормативного правового регулирования и ожиданиям общественности, в котором все обязательные требования были тщательно пересмотрены и усовершенствованы с точки зрения их объективной необходимости для системы образования.
Например, в Законе об образовании усовершенствована типология образовательных организаций, а разделение на виды совсем исчезло в связи с необходимостью исключить избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций. В новый Закон об образовании не вошли положения по установлению федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам, учитывая необходимость постоянного и оперативного обновления профессиональных компетенций, формирование содержания дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями конкретных работодателей, и т.д.
Учитывая небольшой срок, прошедший после принятия Закона об образовании, его положения, содержащие обязательные требования, на сегодняшний день в большинстве своем все еще актуальны. Более того, на данный момент складывается тенденция по установлению на уровне федерального органа исполнительной власти дополнительных требований по тем вопросам, которые во время принятия Закона об образовании были отнесены к компетенции самих образовательных организаций.
Например, в 2019 году в связи с участившимися обращениями образовательных организаций с просьбой разъяснить порядок организации сетевой формы реализации образовательных программ и порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в Закон об образовании были внесены изменения, наделяющие Минобрнауки России и Минпросвещения России полномочиями по регулированию указанных вопросов.
В целях получения позиций образовательных организаций высшего образования от них были запрошены предложения по обязательным требованиям в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, регулирование которых необходимо сохранить на федеральном уровне. Большинство образовательных организаций высшего образования высказалось за сохранение регулирования на федеральном уровне всех обязательных требований в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования. Излишнее регуляторное воздействие образовательные организации испытывают только в рамках процедур государственного контроля (надзора), лицензирования и аккредитации образовательной деятельности.
В этой связи, по результатам анализа более 900 нормативных правовых актов в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования принято решение оптимизировать следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания" (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2013 г., регистрационный N 28648);
приказ Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное" (зарегистрирован Минюстом России 19 июля 2013 г., регистрационный N 29107);
приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. N 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2013 г., регистрационный N 28912);
приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444).
Перечень нормативных правовых актов, отмена которых в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" предполагается после переноса содержащихся в них обязательных требований в Закон об образовании, согласован рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере образования (протокол от 20 мая 2020 г. N 7-П).
Перечисленные нормативные правовые акты в основном повторяют нормы Закона об образовании, а также необоснованно детально регулируют процедурные вопросы, такие как форма и порядок подачи какого-либо заявления, сроки и порядок рассмотрения соответствующего заявления руководителем образовательной организации высшего образования и оформление его решения, а также другие вопросы. Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. В свою очередь, согласно части 1 статьи 89 Закона об образовании управление системой образования должно осуществляться в том числе на принципе автономии образовательных организаций.
Таким образом, в целях единообразного применения законопроектом предлагается "поднять" на уровень Закона об образовании только основные вопросы, касающиеся размещения в сети "Интернет" информации об образовательной организации, применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования мер дисциплинарного взыскания, перехода лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, с платного обучения на бесплатное, предоставления академического отпуска обучающимся по образовательным программам высшего образования, а также организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Что касается правил и порядков реализации образовательными организациями высшего образования перечисленных вопросов, то законопроектом предоставляется возможность их решения на уровне локальных нормативных актов указанных организаций.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят уменьшить излишнее регуляторное воздействие на образовательные организации высшего образования и обеспечить их автономность.
В законопроекте затрагиваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.