Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(подготовлен Минфином России 24.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее соответственно - законопроект, Закон о приватизации) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 г. N ММ-П13-7425 в целях ускорения темпов вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого и движимого имущества государственной казны Российской Федерации, не востребованного государством для исполнения своих функций и не приносящего доход государству.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Закон о приватизации, предусматривающих возможность приватизация федерального имущества, за исключением внесения в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества в случаях:
1) отчуждения объектов недвижимого имущества, и кадастровая и балансовая стоимость либо балансовая стоимость (если кадастровая стоимость не определена) которых менее 100 миллионов рублей, при отчуждении с земельными участками, на которых они расположены, с учетом кадастровой стоимости указанных земельных участков;
2) отчуждения объектов движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ).
Законопроектом предусмотрено, что порядок формирования и утверждения перечня федерального имущества, подлежащего приватизации без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (далее соответственно - Порядок, Перечень), а также внесения изменений в Перечень будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предлагается наделение Росимущества полномочиями по формированию и утверждению Перечня, а также внесению в него изменений по согласованию с Минфином России и ФАС России.
Предлагаемый Порядок позволит оперативно актуализировать Перечень в части его дополнения имуществом, соответствующим определенным Законом о приватизации критериям, в том числе с учетом многочисленных предложений, поступающих в Росимущество о включении объектов недвижимого и движимого имущества в программы приватизации, а также исключения приватизированного имущества.
Перечень будет подлежать размещению Росимуществом на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, что позволит обеспечить доступ неограниченного круга лиц к Перечню.
Указанный подход соответствует основным принципам приватизации имущества, определенным Законом о приватизации, основанным на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Отчуждение объектов федерального имущества, включенных в Перечень, будет осуществляться способами, установленными Законом о приватизации: аукцион, продажа посредством публичного предложения и продажа без объявления цены, а также на конкурсе в случаях, определенных Законом о приватизации.
Последовательное применение способов продажи позволяет повысить эффективность приватизации федерального имущества, поскольку возможность продажи имущества тем или иным способом обусловлена в основном инвестиционной привлекательностью приватизируемых активов, что в свою очередь определяет спрос на такой актив со стороны потенциальных покупателей.
Способ продажи без объявления цены применяется в основном в отношении низколиквидного малоценного имущества, имеющего крайне низкую инвестиционную привлекательность. При этом расходы на оценку рыночной стоимости такого имущества могут превышать рыночную стоимость самого имущества.
Также необходимо отметить, что рыночная стоимость недвижимого и движимого имущества со временем снижается вследствие его естественного износа и амортизации.
При этом государство несет расходы на содержание имущества и обеспечение его сохранности.
Учитывая изложенное, в отношении объектов имущества, включенных в Перечень, Законопроектом предлагается в случае признания аукциона несостоявшимся по причине одного участника установить возможность заключения договора с лицом, признанным единственным участником аукциона, по начальной цене продажи имущества, при продаже посредством публичного предложения, в которой принял участие один участник, установить возможность заключения договора с единственным участником по цене первоначального предложения или цене предложения, сложившейся на соответствующем "шаге понижения".
Таким образом, предлагаемые Законопроектом изменения в Закон о приватизации направлены на ускорение темпов приватизации недвижимого и движимого имущества государственной казны Российской Федерации, что будет способствовать снижению нагрузки на федеральный бюджет в виде средств, выделяемых на содержание и обеспечение сохранности имущества, а также обеспечит поступление отложенных доходов в федеральный бюджет в виде налогов на прибыль, полученную в результате вовлечения имущества в хозяйственный оборот.
Предлагаемые Законопроектом решения соответствуют целям и задачам, определенным государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (подпрограмма Ж "Управление федеральным имуществом"), в части увеличения доли объектов имущества государственной казны Российской Федерации, вовлеченных в хозяйственный оборот.
В Законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.