Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 382 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 24.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 382 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации подпункта 3.3 пункта 3 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации 16.10.2019 N Пр-2146.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам (далее - удостоверения КТС), являются исполнительными документами.
Согласно Закону N 229-ФЗ в обязанности судебного пристава-исполнителя входит проверка исполнительного документа на соответствие требованиям статьи 13 данного закона. При этом судебный пристав-исполнитель не уполномочен проверять подлинность поступающих на исполнение исполнительных документов, в том числе проводить проверку возникших трудовых отношений между должником и взыскателем.
В рамках исполнительного производства денежные средства должника по постановлению судебного пристава-исполнителя перечисляются на счет ФССП России, открытый в Федеральном казначействе, и впоследствии по распоряжению судебного пристава-исполнителя перечисляются на счет взыскателя (физического лица).
В первом полугодии 2020 года судебными приставами-исполнителями возбуждено 89 исполнительных производств на основании удостоверений КТС, сумма долга по которым превышает 500 тыс. руб., на общую сумму задолженности 113,6 млн руб. (в 2019 году - 652 исполнительных производства на общую сумму долга 683,5 млн руб., из них в первом полугодии - 154 исполнительных производства на сумму долга 225,7 млн руб.). Перечислено взыскателям более 155,8 млн руб. (в 2019 году - 304,3 млн руб., из них в первом полугодии - более 189,8 млн руб.).
При этом при исполнении указанного вида исполнительных документов имеются высокие риски совершения незаконных финансовых операций.
Наибольший риск наличия возможных признаков незаконных финансовых операций усматривается по удостоверениям КТС, содержащим требования о взыскании денежных средств в размере, равном или превышающем 500 тыс. рублей.
Удостоверения КТС могут предъявляться в ФССП России как в целях обналичивания денежных средств, так и уклонения от уплаты обязательных платежей и иных задолженностей, а также в случаях иных противоправных деяний.
Особенностью таких противоправных действий является то, что удостоверение КТС, на основании которого возбуждается исполнительное производство, формально не является поддельным, но вместе с тем не имеет действенных способов защиты от подделки (изготавливается на обычной бумаге и заверяется печатью комиссии по трудовым спорам).
В данном случае в результате сговора должника и взыскателя изготавливается легитимный исполнительный документ, который предъявляется для принудительного исполнения.
Согласно статье 382 Трудового кодекса Российской Федерации органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суды.
Согласно пункту 6.3 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
В настоящее время непосредственно в судах рассматриваются споры:
- о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
- об отказе в приеме на работу;
- лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
- лиц, считающих, что они подверглись дискриминации;
- работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Расширение этого перечня не повлечет серьезных изменений в работе судов, тем более что и сейчас многие обращаются в суд, минуя комиссию по трудовым спорам.
Законопроектом предлагается исключить из компетенции комиссии по трудовым спорам рассмотрение споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением работодателем обязанности по выплате работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Принятие законопроекта позволит исключить злоупотребления со стороны недобросовестных должников и взыскателей, предъявляющих на принудительное исполнение удостоверения КТС с целью совершения операций по перечислению денежных средств с принадлежащих им банковских счетов для обналичивания и дальнейшей легализации (отмывания), а также в целях уклонения от уплаты должниками обязательных платежей и иных задолженностей.
Предлагаемые изменения не приведут к повышению нагрузки на работников ФССП России и не повлекут необходимости увеличения их штатной численности, а также выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, отрицательно не повлияет на достижение целей и показателей действующих государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.