Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протоколу 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе"
(подготовлен Минтрансом России 24.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протоколу 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе" (далее - законопроект) разработан в целях приведения международных обязательств Российской Федерации по вопросам борьбы с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, а также безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, в соответствие с регулированием, предусмотренным упомянутыми протоколами, принятыми в Лондоне 14 октября 2005 г. за исключением положений, противоречащих нормам национального законодательства в уголовно-правовой сфере, а также в сфере регулирования морского судоходства и функционирования стационарных платформ на континентальном шельфе. Указанное регулирование направлено на укрепление антитеррористической безопасности в сфере международного судоходства.
Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 22-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (далее - Конвенция), от 10 марта 1988 г., подписанную с условием последующей ратификации от имени Союза Советских Социалистических Республик в Лондоне 2 марта 1989 г., а также Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, от 10 марта 1988 г. (далее - Протокол о безопасности платформ), подписанный с условием последующей ратификации от имени Союза Советских Социалистических Республик в Лондоне 2 марта 1989 г.
Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (далее - Протокол к Конвенции), вносит изменения в указанную Конвенцию, в том числе:
объявляет преступлением использование судна в качестве средства для совершения террористического акта;
объявляет преступлением перевозку на борту судна различных материалов, когда известно, что они предназначены для использования с целью причинить или создать угрозу причинения смерти или серьезных увечий или ущерба для совершения террористического акта;
объявляет преступлением перевозку на борту судна лиц, совершивших террористический акт;
устанавливает процедуры для высадки на борт судна, которое считается участвующим или готовящимся участвовать или совершившим преступление согласно Конвенции.
Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (далее - Протокол 2005 года к Протоколу), уточняет отдельные положения Протокола о безопасности платформ с учетом соответствующих изменений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, в отношении стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
В соответствии со статьей 17 Протокола к Конвенции и статьей 8 Протокола 2005 года к Протоколу они были открыты для подписания (в том числе с последующей ратификацией) с 14 февраля 2006 г. по 13 февраля 2007 г. и после этого остаются открытыми только для присоединения.
Необходимость присоединения к Протоколу к Конвенции и Протоколу 2005 года к Протоколу в форме федерального закона продиктована подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктом "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" поскольку в Протоколе к Конвенции и Протоколе 2005 года к Протоколу (далее - Протоколы 2005) затронуты вопросы обеспечения безопасности.
Статья 4 Протокола к Конвенции предусматривает дополнение Конвенции статьей 3bis, в которой перечисляются признаки и элементы деяния, квалифицируемого в качестве преступления по смыслу Конвенции. Среди прочего, преступлением считается перевозка на борту судна любого оборудования, материалов или программного обеспечения либо технологии, "которые вносят существенный вклад" в проектирование, производство или доставку оружия массового уничтожения, с намерением использовать их для такой цели. Аналогичная формулировка в Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 г. (Пекинская конвенция) стала предметом оговорки, включенной в соответствующий проект федерального закона о присоединении к Пекинской конвенции. Для обеспечения последовательности российской позиции в этом вопросе аналогичная оговорка к подпункту (b) (iv) пункта 1 статьи 3bis Конвенции включена в законопроект.
Статья 5bis Конвенции в редакции Протоколов 2005 предусматривает принятие государствами-участниками в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимых мер, позволяющих привлечь юридическое лицо, находящееся на его территории или учрежденное согласно его законодательству, к ответственности в случае совершения физическим лицом, ответственным за управление этим юридическим лицом или контроль за ним, которое выступает в своем официальном качестве, преступления, указанного в Конвенции. Такая ответственность может носить уголовный, гражданский или административный характер.
В Российской Федерации понятие преступления закреплено в Уголовном кодексе. В соответствии со статьей 14 Уголовного кодекса преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
Согласно пункту 1 статьи 1 Уголовного кодекса уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс. В Уголовном кодексе содержится исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлениями в Российской Федерации.
На основании статьи 19 Уголовного кодекса уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом. Уголовная ответственность юридических лиц законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно статье 56 Гражданского кодекса юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом или другим законом.
Административная ответственность юридических лиц регламентирована статьей 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), на основании которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иначе говоря, законодательством Российской Федерации предусматривается возможность привлечения юридического лица к гражданской и административной ответственности, что не требует внесения изменений в Гражданский кодекс и КоАП в связи с присоединением к Протоколам 2005.
Необходимость соответствующих изменений в Гражданский кодекс и КоАП в части привлечения юридических лиц к гражданской и административной ответственности может быть определена по результатам правоприменительной практики положений Конвенции и Протокола о безопасности платформ в редакции Протоколов 2005.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию со следующей оговоркой:
"Российская Федерация применяет пункт 1 статьи 8 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, в части, не противоречащей ее законодательству".
По пункту 1 статьи 8 Конвенции в редакции Протоколов 2005 упомянутая оговорка остается актуальной, так как указанный пункт предусматривает передачу капитаном российского судна подозреваемого в преступлении лица органам другого государства. Такая процедура должна учитывать соответствующие положения законодательства Российской Федерации, что требует внесения в законопроект соответствующей оговорки.
Подпункты (d) и (е) пункта 5 статьи 8bis Конвенции в редакции Протоколов 2005 предусматривают при сдаче на хранение документа о присоединении возможность уведомления об упрощенном порядке разрешения высадки на российские суда участникам Конвенции без прямого разрешения государства флага. Указанный формат не отвечает текущим интересам Российской Федерации, и соответствующая оговорка в отношении уведомления законопроектом не предусмотрена.
По статье 11ter Конвенции в редакции Протоколов 2005 сформулировано интерпретационное заявление, согласно которому Российская Федерация будет исходить из того, что перечень недопустимых оснований дискриминации, упоминаемых в этой статьей, носит неисчерпывающий характер.
По подпункту "а" пункта 2 статьи 12bis Конвенции в редакции Протоколов 2005 сформулировано интерпретационное заявление, согласно которому содержание под стражей ранее переданного Российской Федерации в порядке оказания правовой помощи лица осуществляется в соответствии с ее законодательством и согласно международному праву прав человека.
По подпункту "d" пункта 2 статьи 12bis Конвенции в редакции Протоколов 2005 сформулировано интерпретационное заявление в силу которого Российская Федерация будет исходить из того, что срок содержания под стражей в государстве, которому лицо передано, засчитывается срок его содержания под стражей в государстве, которое передало это лицо, а не только "в срок наказания, отбываемого в государстве, из которого оно передано", как это эксплицитно предусматривается в указанном подпункте.
По пункту 2 статьи 13 Конвенции в редакции Протоколов 2005 "когда в результате совершения какого-либо преступления, указанного в статье 3, 3bis, 3ter или 3quater, рейс судна задерживается или прерывается, любое государство-участник, на территории которого находится судно, пассажиры или экипаж, обязано предпринять все возможные усилия, чтобы избежать необоснованного задержания или задержки судна, его пассажиров, экипажа или груза" сформулировано интерпретационное заявление, согласно которому предусматриваемые здесь гарантии Российская Федерация будет распространять и в отношении судна, рейс которого был задержан или прерван в пределах открытого моря, учитывая, что такая возможность допускается пунктом 5 статьи 8bis Конвенции в редакции Протоколов.
Российская Федерация при ратификации Конвенции не делала заявление о неприменении положений пункта 1 статьи 16 Конвенции, предусматривающего юрисдикцию Международного Суда Организации Объединенных Наций для урегулирования спора между двумя и более государствами-участниками относительно толкования или применения Конвенции. В связи с чем против России могут быть поданы иски в указанный Международный Суд по данной процедуре. Поправки весьма существенно расширяют сферу охвата Конвенции в том, что касается ответственности за преступления террористического характера и использование биологического, химического или ядерного оружия. Обвинения по "антитеррористической" линии стали предметом иска Украины против России в Международный Суд по Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года (которая включена в список, вводимый в Конвенцию 1988 года Протоколом 2005 года). Известны спекуляции вокруг соблюдения Россией обязательств по Конвенции о запрещении химоружия 1993 года. С учетом изложенного в законопроект включена оговорка о неприменении положений пункта 1 статьи 16 Конвенции.
Присоединение к Протоколам 2005 в целом отвечает российским интересам.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принимаемые законопроектом решения относятся к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.