Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года"
(подготовлен Минтрансом России 25.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" (далее - законопроект) разработан в целях устранения пробелов в регулировании вопросов предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, связанного с морским судоходством в части удаления затонувших судов в внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
18 мая 2007 г. в Найроби (Кения) принята Найробийская конвенция об удалении затонувших судов 2007 года (далее - Конвенция), которая применяется к судам, затонувшим в исключительной экономической зоне государства. Государство-участник может распространить применение Конвенции на суда, затонувшие в пределах его территории, включая территориальное море.
В соответствии с Конвенцией:
государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, немедленно сообщить затронутому государству об инциденте, после которого судно затонуло;
затронутое государство обязано в срочном порядке предупредить мореплавателей и заинтересованные государства о характере и местонахождении затонувшего судна, а также информировать государство регистрации судна и собственника судна (далее - собственник);
если затонувшее судно представляет опасность, собственник представляет затронутому государству доказательства страхового или иного финансового обеспечения и удаляет затонувшее судно, представляющее опасность;
если собственник не удаляет затонувшее судно, затронутое государство может удалить его наиболее быстрыми способами с учетом собственной безопасности и защиты морской среды;
собственник судна валовой вместимостью 300 и более должен для покрытия своей ответственности осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение;
свидетельство, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения, выдается каждому судну валовой вместимостью 300 и более соответствующими органами государства регистрации судна;
собственник несет ответственность за расходы на установление места нахождения, обозначения и удаления затонувшего судна;
собственник освобождается от ответственности, если морская авария, в результате которой судно затонуло, произошла по тем же обстоятельствам, при которых собственник судна освобождается от ответственности за загрязнение в соответствии с применимыми нормами соответствующих международных договоров Российской Федерации;
собственник имеет право ограничить свою ответственность на основании любого применимого национального или международного режима;
государство-участник не разрешает эксплуатацию судна, имеющего право плавания под его флагом, если оно не имеет указанного свидетельства;
каждое государство-участник обеспечивает, чтобы согласно его национальному законодательству страхование или иное финансовое обеспечение имелось в отношении каждого судна валовой вместимостью 300 и более, независимо от места его регистрации, входящего в порт на его территории или подходящего к прибрежному сооружению в его территориальном море или отходящего от него.
Конвенция вступила в силу с 14 апреля 2015 г.
Существенным положением Конвенции является обязанность договаривающихся государств требовать предъявления свидетельства, подтверждающего страхование ответственности, не только от собственников судов, плавающих под флагом этих государств, но и от всех прочих судов, заходящих в порты или на рейды этих государств.
Для исключения разрыва в подходах к международному и национальному законодательному регулированию ограничения и обеспечения ответственности зарегистрированных собственников судов по Конвенции целесообразно распространить действие Конвенции на внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Конвенции, путем присоединения к Конвенции с заявлением о распространении применения требований Конвенции на затонувшие суда, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, включая территориальное море.
Применение предусмотренного Конвенцией универсального механизма страхования ответственности в части удаления затонувших судов позволит:
обеспечить финансирование работ, необходимых для осуществления удаления затонувшего имущества собственником этого имущества или администрациями морских портов;
требовать от всех иностранных судов, заходящих в российские воды, выполнения положений Конвенции;
использовать средства урегулирования споров, касающихся толкования или применения Конвенции уже признанной Российской Федерацией в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция UNCLOS) юрисдикции международной судебной инстанции - арбитража, учреждаемого в соответствии с приложением VII Конвенции UNCLOS (статья 15 Конвенции в отличие, например, от международных договоров о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений, накладывающих на государство обязанность становиться участником арбитражного разбирательства в случае обращения в международный арбитраж иностранного инвестора, содержит достаточно широкий арсенал доступных механизмов разрешения споров (переговоры, посредничество, согласительная процедура, арбитраж, судебное урегулирование, обращение к региональным органам и прочие мирные средства). При этом выбор того или иного механизма осуществляется по взаимному согласию обоих государств-участников Конвенции, между которыми возник спор, что существенно снижает финансовые риски, связанные с арбитражными разбирательствами при урегулировании споров, касающихся толкования или применения Конвенции);
не вводить дублирующее национальное регулирование, что в свою очередь позволит не снижать конкурентные преимущества российских судов и судовладельцев.
Не присоединение к Конвенции создает ситуацию, когда российские суда, совершающие международные рейсы, уже обязаны выполнять положения Конвенции при заходе в воды стран-участников Найробийской конвенции (это в том числе - Бельгия, Болгария, Канада, Китай, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Иран, Малайзия, Мальта, Марокко, Нидерланды, Панама, Португалия, Сингапур, Швеция и Великобритания), но не могут получить в России предусмотренное Конвенцией свидетельство, а иностранные суда, заходящие в российские воды, под аналогичные требования не подпадают.
Выполняя требования Конвенции в иностранных водах, Российская Федерация в своих морских водах не пользуется преимуществами, которые получает государство-участник Конвенции.
Присоединение к Конвенции отвечает российским интересам.
В соответствии со статьей 17 Конвенции она была открыта для подписания (в том числе с последующей ратификацией) с 19 ноября 2007 года по 18 февраля 2008 года и после этого остается открытой только для присоединения.
Необходимость присоединения к Конвенции в форме федерального закона продиктована подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктом "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" поскольку в Конвенции содержатся иные правила, чем предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, в частности, Конвенция предусматривает обязательное страхование или иное финансовое обеспечение для покрытия ответственности в отношении удаления затонувших судов.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принимаемые законопроектом решения относятся к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.