Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации,Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершенствованием механизма перевода земель в категорию особо охраняемых территорий и объектов"
(подготовлен Минприроды России 25.08.2020 г.)
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма перевода земель в категорию особо охраняемых территорий и объектов" (далее - законопроект) предусмотрена федеральным проектом "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 г. N 2 (п. 4 раздела 1) в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет".
Законопроект направлен на уточнение положений Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в части регулирования вопросов государственной экологической экспертизы в сфере особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).
Законодательством об ООПТ допускается изменение функционального зонирования ООПТ. Вместе с тем, основания такого изменения законодательно не установлены.
Учитывая, что изменение функционального зонирования ООПТ может привести к ослаблению режима особой охраны природных комплексов и объектов ООПТ, законопроектом предлагается производить такое изменение на основании результатов государственной экологической экспертизы.
Соответствующие изменения также вносятся в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Также законопроектом предлагается привести положения Федерального закона "Об экологической экспертизе" в соответствие с Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Статьей 10 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" соответствующие нормы отсутствуют.
С учетом изложенного, предлагается дополнить Федеральный закон "Об экологической экспертизе" нормами, корреспондирующими с положениями Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Кроме того законопроектом предполагается совершенствование правового регулирования вопросов перевода земель иных категорий или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Так, законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" нормами, на основании которых перевод земель, включенных в границы ООПТ федерального значения (за исключением земель населенных пунктов), в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов будет осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о создании такой ООПТ без необходимости издания отдельных распоряжений по конкретным земельным участкам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Пунктом 2 данной статьи к землям особо охраняемых территорий отнесены в том числе земли ООПТ. Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса к землям ООПТ относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Земельного кодекса на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель ООПТ изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд,
противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
По смыслу вышеизложенных норм, требование закона об отнесении земель и земельных участков, включенных в границы ООПТ, к категории земель ООПТ является императивным. При этом к данной категории относятся даже те земельные участки, которые включаются в границы ООПТ без изъятия из хозяйственного использования.
Нормами Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что решение о создании ООПТ федерального значения принимается Правительством Российской Федерации. Решение о переводе находящихся в федеральной собственности земель или земельных участков из одной категории в другую также принимается Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, издание Правительством Российской Федерации распоряжения о переводе земельных участков, включенных в границы ООПТ, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов по сути является не решением (когда возможны иные варианты), а техническим действием, дополнительным этапом оформления уже принятого данным органом решения.
Устранение данного этапа ускорит приведение земельно-имущественных отношений в соответствие с требованиями законодательства и снизит нагрузку на Правительство Российской Федерации, Минприроды России и иные органы власти, задействованные в подготовке проектов соответствующих распоряжений.
Следует отметить, что Планом мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 2413-р, предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию.
В то же время ранее внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
При этом проблемы перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов должны быть решены в ближайшее время с целью соблюдения охраны и защиты данной категории земель.
В случае принятия законодателем решения об отказе от категорирования земель в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также будут внесены соответствующие изменения.
Законопроект подготовлен на основании анализа правоприменительной практики Минприроды России в части регулирования режима особой охраны ООПТ и земельных отношений на ООПТ.
В части социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений законопроект приведет к усилению режима ООПТ и земель особо охраняемых территорий и объектов.
Законопроект относится к сфере реализации государственной программы "Охрана окружающей среды" и национального проекта "Экология".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.