Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления дополнительных гарантий реализации принципа состязательности сторон)"
(подготовлен Минюстом России 01.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий реализации принципа состязательности сторон) (далее - проект федерального закона) Минюстом России разработан во исполнение пункта 214 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 3205-р, а также пункта 2 раздела II протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 N ДМ-П4-75пр.
Проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), которые направлены, в первую очередь, на дополнительные гарантии реализации принципа состязательности сторон в уголовном судопроизводстве, особенно в части установления режима уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвоката от преступных посягательств со стороны кого бы то ни было.
Адвокаты в уголовном судопроизводстве в настоящее время выступают в качестве равноправных участников наряду со следователями, дознавателями и прокурорами, хотя и с различными полномочиями. В этой связи указанные лица должны иметь равные гарантии неприкосновенности и личной безопасности при осуществлении своей профессиональной деятельности.
В настоящее время в УК РФ содержится норма, предусматривающая ответственность за вмешательство в какой-либо форме и воспрепятствование деятельности суда, прокурора, следователя или лица, производящего дознание (статья 294 УК РФ). При этом отсутствует ответственность за вмешательство в профессиональную деятельность адвоката и воспрепятствование этой деятельности. Необходимо отметить, что адвокат является субъектом уголовной ответственности как за совершение общеуголовных преступлений, так и преступлений против правосудия.
Наряду с этим в УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации (статья 144 УК РФ), в то время как адвокаты, в отличие от журналистов, в настоящее время имеют меньшую степень уголовно-правовой защиты.
Следует отметить, что воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката может посягать не только на права конкретного адвоката и опосредованно на права его доверителя, но и на интересы правосудия, на конституционное право на квалифицированную юридическую помощь.
В этой связи в целях воспрепятствования осуществлению профессиональных полномочий адвоката, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, проектом федерального закона предлагается ввести уголовную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность.
Возложенная на адвокатуру публичная функция оказания квалифицированной юридической помощи в процедурах судопроизводства в настоящее время требует мер по укреплению независимости адвоката, исходя из его положения в состязательном процессе как равноправной - по своим процессуальным возможностям - с представителями обвинения стороны, в том числе, при сборе, представлении и исследовании доказательств не только в судебных стадиях процесса, но и в досудебном производстве.
В этих целях проектом федерального закона предлагается внести изменения в УПК РФ, направленные на введение таких правил, которые снижали бы в ходе предварительного расследования риски воспрепятствования допуску и участию защитника в досудебной процессуальной деятельности, исключали бы немотивированные отказы в рассмотрении в удовлетворении ходатайств об исследовании доказательств, приобщении к делу документов и других материалов и иные неправомерные ограничения стороной обвинения реализации адвокатом (защитником) его процессуальной функции.
Кроме того, в целях обеспечения гарантий равноправия сторон обвинения и защиты в доказывании представляется целесообразным конкретизировать положения статьи 159 УПК о том, что участникам процесса не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела. Поэтому предлагается закрепить обязанность органов расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого, а также гарантировать участникам процесса возможность приобщения к материалам уголовного дела представляемых ими заключений специалиста и (или) иных документов.
Проектом федерального закона также предлагается дополнить статью 450 УПК РФ новой частью, устанавливающей порядок проведения обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката.
Предлагаемые изменения направлены на повышение гарантий конфиденциальности отношений адвоката и его доверителя, которая является необходимым условием реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренным статьей 48 Конституции Российской Федерации.
По сведениям Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, указанные гарантии нередко нарушаются должностными лицами правоохранительных органов при производстве обыска, осмотра, выемки в отношении адвокатов (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности).
Вместе с тем на недопустимость подобных нарушений неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2015 N 33-П сформулирован ряд минимально необходимых требований к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении адвоката названных процессуальных следственных действий:
обыск у адвоката может быть произведен только на основании судебного решения;
в судебном решении должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска;
изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо;
недопустимо применение видео-, фото- и иной фиксации материалов адвокатского досье.
Данные позиции Конституционного Суда Российской Федерации согласуются также с позициями Европейского Суда по правам человека (Постановление от 27.09.2005 по делу "Саллинен и другие против Финляндии"; Постановление от 09.04.2009 по делу "Колесниченко против Российской Федерации"; Решение по делу "Тамосиес против Соединенного Королевства").
Предлагается также усовершенствовать процедуру ознакомления подозреваемого, обвиняемого, адвоката с материалами уголовного дела как в ходе предварительного расследования, так и по его окончании, в том числе предусмотреть возможность ознакомления с документами, которые составляются по результатам не только следственных, но и иных процессуальных действий, предусмотреть гарантии от изменения нумерации и дополнения материалов уголовного дела после ознакомления с ним по окончании предварительного расследования, предусмотреть возможность стороны защиты получать заверенные копии материалов дела, в том числе в ходе осуществления предварительного расследования, а также описи материалов дела.
Проектом федерального закона также предлагается внести ряд иных изменений, направленных на установление гарантий равноправия адвокатов в уголовном судопроизводстве наряду с иными его участниками.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать укреплению престижа и повышению эффективности адвокатской деятельности и, как следствие, обеспечению действенной реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренной статьей 48 Конституции Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.