Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О городских агломерациях"
(подготовлен Минэкономразвития России 04.09.2020 г.)
Развитие городских агломераций - один из ключевых приоритетов государственной региональной политики, закрепленный в стратегии пространственного развития Российской Федерации.
Города и городские агломерации сегодня определяют глобальную повестку развития. Они концентрируют интеллектуальные и финансовые ресурсы, генерируют инновации. Развитие городов определяет динамику экономического роста в большинстве стран мира.
Вместе с тем в настоящее время возможности для развития городских агломераций ограничены в силу правовой неурегулированности вопросов их формирования и функционирования. Отсутствует единообразный подход к определению понятия и критериев городской агломерации. Это ведет к неопределенности правоприменения и снижению эффективности управления городскими территориями.
Цель проекта федерального закона "О городских агломерациях" (далее - законопроект) состоит в создании правовых и экономических условий для развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества.
Законопроект предусматривает определение понятия городской агломерации, критерии ее формирования, полномочия органов публичной власти в сфере развития агломераций, а также общие требования к системе управления развитием городской агломерации.
Под городской агломерацией предлагается понимать территорию городского округа либо городского округа с внутригородским делением, либо города федерального значения объединенную с территориями иных муниципальных образований устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями.
Критерии формирования городских агломераций включают в себя требования по составу территории, численности, плотности населения и транспортной доступности до административного центра городской агломерации.
Согласно законопроекту административным центром городской агломерации является городской округ с численностью населения не менее средней численности населения, проживающего в городах по соответствующему субъекту Российской Федерации. Средняя плотность населения агломерации, за исключением ее административного центра, должны составлять не менее средней плотности населения по субъекту Российской Федерации. Транспортная доступность до административного центра агломерации и обратно - в течение рабочего дня.
Законопроектом предлагается предусмотреть следующие основные требования к системе управления городскими агломерациями:
1) необходимость заключения межмуниципального соглашения между муниципальными образованиями в составе городской агломерации. Модель формирования и функционирования городских агломераций, предлагаемая в законопроекте, основывается на организации межмуниципального сотрудничества с закреплением координирующей роли субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях совместного решения вопросов местного значения заключаются межмуниципальные соглашения. Межмуниципальное соглашение - основополагающий базовый документ для организации сотрудничества муниципальных образований в целях развития агломерационных связей;
2) формирование межмуниципального координационного совета по вопросам развития городской агломерации (далее - координационный совет). Формирование координационного совета необходимо в целях координации муниципальных образований по совместному решению вопросов местного значения на территории городской агломерации. Координационный совет выступает в этом случае основным органом управления агломерационных процессов. В состав координационного совета должны входить представители органов местного самоуправления, а также могут включаться представители ключевых предприятий, организаций, учреждений муниципальных образований, расположенных в пределах городской агломерации. Координационный совет будет отвечать за планирование развития городской агломерации, функционирование межмуниципальных предприятий и компаний, контроль за выполнением целей и задач развития городской агломерации и т.д.;
3) учреждение межмуниципальных предприятий и компаний. Предполагается, что межмуниципальные предприятия и компании будут осуществлять функции по решению общих вопросов хозяйственной деятельности на территории городской агломерации (транспорт, газо, водо, тепло снабжение, вывоз твердых бытовых отходов, территориальное планирование и т.д.). Для этого потребуется внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части закрепления возможности создания межмуниципальных предприятий и компаний в статусе соответственно коммерческих и некоммерческих организаций, а также установления особенностей их управления и организации деятельности.
4) разработка комплексного плана развития городской агломерации. Комплексный план развития городской агломерации - основной инструмент установления и достижения общих целей и задач развития городской агломерации, планирования и реализации крупных инфраструктурных проектов на территории городской агломерации. В рамках целей и задач развития городской агломерации в составе комплексного плана формируются укрупненные мероприятия и показатели развития городской агломерации;
5) создание комиссии высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам развития городских агломераций на территории субъекта Российской Федерации. Формирование указанной комиссии необходимо в целях обеспечения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по развитию городских агломераций.
Учитывая случаи концентрации урбанизированных территорий на границе между субъектами Российской Федерации, законопроектом предусматривается возможность образования городских агломераций из территорий муниципальных образований, расположенных в разных (граничащих между собой) субъектах Российской Федерации. При этом особенности управления городской агломерацией предлагается устанавливать в рамках соглашения между субъектами Российской Федерации с учетом требований федерального закона (законопроекта).
В целях повышения гибкости планирования инфраструктурных проектов, реализуемых в пределах городской агломерации, законопроектом закрепляется право субъекта Российской Федерации своим законом устанавливать необходимость разработки схемы территориального планирования части территории субъекта Российской Федерации применительно к территории городской агломерации.
Разработка и принятие законопроекта обеспечит законодательное закрепление организационно-правовых и экономических механизмов, необходимых для обеспечения реализации государственной политики в сфере развития городских агломераций как центров экономического роста.
Принятие законопроекта создаст благоприятную правовую среду для процессов консолидации ресурсов муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целях реализации крупных инфраструктурных проектов, строительства и эксплуатации новых социально-культурных и бытовых объектов, обслуживающих интересы населения городской агломерации, что обеспечит привлечение дополнительных инвестиций в развитие крупных и средних городов и прилегающих к ним территорий.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.