Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования)"
(подготовлен Минобрнауки России 08.09.2020 г.)
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования) (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 121 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
В настоящее время согласно части 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (далее - ФГОС профессионального образования) к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) (далее - профстандарты).
При этом ФГОС профессионального образования предусматривают перечень профстандартов по определенным сферам профессиональной деятельности, в соответствии с которыми формируются профессиональные компетенции, устанавливаемые образовательной программой, а также устанавливают возможность формирования профессиональных компетенций не только из указанных во ФГОС профессионального образования профстандартов, но и из иных профстандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, размещенных в реестре профстандартов.
Вместе с тем, складывающаяся правоприменительная практика формирования требований ФГОС профессионального образования на основе профстандартов показывает, что данное законодательное положение неэффективно, несмотря на содержащиеся механизмы такого формирования во ФГОС профессионального образования.
Динамичность рынка труда требует постоянного внесения изменений в действующие профстандарты, утверждения новых, признания утратившими силу старых, что, в свою очередь, влечет изменения в перечне профстандартов, содержащихся в том или ином виде профессиональной деятельности. В свою очередь, это требует оперативного учета во ФГОС профессионального образования, так как ФГОС профессионального образования может предусматривать формирование требований на основе профстандартов, входящих как в один вид профессиональной деятельности, так и в несколько видов профессиональной деятельности.
В свою очередь, процедура внесения изменений во ФГОС профессионального образования может длиться в среднем 6 месяцев, что не отвечает потребностям оперативного учета многочисленных изменений профстандартов. При этом уже установленная возможность формирования требований ФГОС профессионального образования на основе иных профстандартов также не разрешает проблему, так как в указанном случае из-за множества профстандартов, их постоянного изменения, выбор образовательными организациями необходимых профстандартов не только затруднителен, но и отличается по одной и той же образовательной программе, реализуемой в образовательной организации.
Например, в настоящее время реестр профстандартов насчитывает примерно 1300 профстандартов, из которых минимум 98 профстандартов утратили силу, а часть претерпела значительные изменения или была полностью переработана (в частности, в области судостроения были переработаны все ранее утвержденные профстандарты).
Кроме того, профстандарты описывают требования к квалификации, необходимой для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, в то время как ФГОС профессионального образования устанавливают несколько типов задач профессиональной деятельности, к которым могут готовиться выпускники, что приводит к сопряженности ФГОС профессионального образования с множеством профстандартов и указанной выше затруднительности выбора необходимых профстандартов.
В некоторых случаях при разработке ФГОС профессионального образования учитывается более 100 профстандартов и изменение каждого из них требует уточнения требований ФГОС профессионального образования.
Учитывая изложенное, действующий механизм применения профстандартов в сфере профессионального образования требует совершенствования, о чем неоднократно отмечалось на заседаниях Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 19 сентября 2018 г. N 29, протокол от 27 марта 2019 г. N 35).
В законопроекте пересматриваются действующие механизмы формирования ФГОС профессионального образования, а именно - устанавливается, что ФГОС профессионального образования могут разрабатываться не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по их укрупненным группам, а также по областям профессиональной деятельности по соответствующим уровням профессионального образования.
Законопроектом признается утратившей силу часть 7 статьи 11 Федерального закона об образовании и вводится новая норма в статью 12 Федерального закона об образовании, согласно которой основные профессиональные образовательные программы в части профессиональных компетенций разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов, соответствующих области профессиональной деятельности выпускников при их наличии.
Механизмы, заложенные в законопроекте, позволят сократить избыточное государственное регулирование образовательной деятельности и расширить автономию организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в необходимости которой озвучивалось на совместном расширенном заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 6 февраля 2020 г.
Законопроект не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.