Проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования положений о закреплении за главными администраторами доходов бюджетов соответствующих бюджетных полномочий"
(подготовлен Минфином России 03.09.2020 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета
Статья 1
Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2002, N 22, ст. 2026; 2004, N 34, ст. 3535; 2007, N 18, ст. 2117; N 31, ст. 4009; 2008, N 30, ст. 3617; 2009, N 1, ст. 18; N 30, ст. 3739; N 51, ст. 6151; N 52, ст. 6450; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 27, ст. 3873; 2012, N 50, ст. 6967; 2013, N 19, ст. 2331; N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2014, N 26, ст. 3389; N 43, ст. 5795; N 48, ст. 6664; N 52, ст. 7561; 2015, N 45, ст. 6202; 2016, N 1, ст. 26; N 7, ст. 911; N 27, ст. 4278; 2017, N 30, ст. 4452; N 40, ст. 5752; N 49, ст. 7317; 2018, N 11, ст. 1580; N 53, ст. 8420; 2019, N 16, ст. 1825; N 31, ст. 4466; N 31, ст. 4437; N 52, ст. 7797; 2020, N 31, ст. 5022) следующие изменения:
1) в статье 6:
а) абзац сорок четвертый изложить в следующей редакции:
"главный администратор доходов бюджета - определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета;";
б) абзац сорок шестой изложить в следующей редакции:
"главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;";
2) пункт 2 статьи 20 признать утратившим силу;
3) пункт 2 статьи 23 признать утратившим силу;
4) статью 40 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее в настоящей статье - невыясненные поступления), подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их зачисления на единый счет этого бюджета.
По истечении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, невыясненные поступления, по которым не осуществлен возврат (уточнение), подлежат отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета прочих неналоговых доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и возврату (уточнению) не подлежат.";
5) дополнить статьей 401 следующего содержания:
"Статья 401. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет
1. Излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет в течение 30 дней со дня регистрации такого заявления администратором доходов бюджета, осуществляющим бюджетные полномочия по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
2. Заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) указанного платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
3. Положения настоящей статьи не распространяются на платежи, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
4. Возврат излишне уплаченного (взысканного) платежа в рамках исполнения денежных обязательств перед публично-правовым образованием осуществляется в соответствии с договором и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.";
6) пункт 16 статьи 46 дополнить абзацем следующего содержания:
"Суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственной корпорацией, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.";
7) в пункте 1 статьи 51:
а) в абзаце двадцать первом слова "о предоставлении рыбопромыслового участка, состоящего" заменить словами "пользования рыболовным участком, состоящим";
б) в абзаце двадцать втором слова "долей квот" заменить словами "доли квот";
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"платы за публичный сервитут, предусмотренной решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации) и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 100 процентов.";
8) в статье 57:
а) абзац восьмой признать утратившим силу;
б) в абзаце шестнадцатом слова "о предоставлении рыбопромыслового участка, состоящего" заменить словами "пользования рыболовным участком, состоящим";
в) часть первую дополнить абзацами следующего содержания:
"платы за публичный сервитут, предусмотренной решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 100 процентов;
платы за публичный сервитут, предусмотренной решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу не более 50 процентов.";
г) часть вторую дополнить абзацами следующего содержания:
"плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.";
9) в статье 62:
а) часть первую дополнить абзацем следующего содержания:
"платы за публичный сервитут, предусмотренной решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, городских, сельских поселений и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 100 процентов в бюджет муниципального образования, в собственности (на территории) которого находится земельный участок, если иное не установлено настоящей статьей.";
б) часть пятую дополнить абзацами следующего содержания:
"плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 50 процентов;
плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 100 процентов.";
в) часть шестую дополнить абзацем следующего содержания:
"плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 50 процентов.";
г) часть восьмую дополнить абзацем следующего содержания:
"плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.";
д) часть девятую дополнить абзацем следующего содержания:
"плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.";
е) часть десятую дополнить абзацем следующего содержания:
"плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.";
10) в статье 1601:
а) абзац шестой пункта 1 изложить в следующей редакции:
"представляет для включения в перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов";
б) абзац седьмой пункта 2 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации";
в) дополнить пунктами 3.1 и 3.2 следующего содержания:
"3.1. Закрепление за органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, иными организациями бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета производится исходя из осуществляемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, иных полномочий по исполнению государственных функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.
3.2. Перечни главных администраторов доходов федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перечни главных администраторов доходов федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, Центральным банком Российской Федерации, органами управления государственным внебюджетным фондом, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете, федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации соответственно.
Перечни главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Перечень главных администраторов доходов местного бюджета утверждается местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Перечень главных администраторов доходов бюджета должен содержать наименование органов (организаций), осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета и закрепляемые за ними коды классификации доходов бюджета.";
г) в абзаце первом пункта 4 после слов "а также" дополнить словами "государственными корпорациями и";
11) в статье 1602:
а) абзац третий пункта 1 дополнить словами ", кроме операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета";
б) абзац второй пункта 2 дополнить словами ", кроме операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета";
в) дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Закрепление за органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами, иными организациями бюджетных полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета производится исходя из осуществляемых ими полномочий по осуществлению операций с источниками финансирования дефицита бюджета.
4. Перечни главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим пунктом.
Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете.
Перечни главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждается местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета должен содержать наименование органов (организаций), осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и закрепляемые за ними коды классификации источников финансирования дефицита бюджета.";
12) в пункте 3 статьи 1841:
а) абзац второй дополнить словами ", в случаях, предусмотренных статьей 1601 настоящего Кодекса;";
б) абзац третий дополнить словами ", в случаях, предусмотренных статьей 1602 настоящего Кодекса;";
13) в пункте 1 статьи 212:
а) дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:
"расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период, формируемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;";
б) абзац девятый считать абзацем десятым.
Статья 2
Признать утратившими силу:
1) статью 2 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 28);
2) пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2009 года N 314-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6151; 2010, N 40, ст. 4971; 2012, N 53, ст. 7593);
3) подпункт "а" пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2331; N 31, ст. 4191; 2014, N 26, ст. 3371; 2015, N 1, ст. 76; 2017, N 31, ст. 4811).
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Положения статьи 6, статьи 20, статьи 23, пунктов 3.1 и 3.2 статьи 1601, пунктов 3 и 4 статьи 1602 и пункта 3 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
3. Подпункты "а" и "б" пункта 7 и подпункт "б" пункта 8 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.