Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования положений о закреплении за главными администраторами доходов бюджетов соответствующих бюджетных полномочий"
(подготовлен Минфином России 03.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета" (далее - законопроект) разработан в целях решения ряда проблемных вопросов, связанных с реализацией норм бюджетного законодательства Российской Федерации в части администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Положения законопроекта предусматривают закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) положений, определяющих утверждение Правительством Российской Федерации перечня главных администраторов доходов федерального бюджета, являющихся федеральными органами государственной власти, государственными корпорациями, Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, территориальными органами Федерального казначейства регулярно проводится работа с администраторами доходов федерального бюджета по уточнению невыясненных поступлений (далее - НВС). Однако, при отсутствии у администраторов доходов бюджета данных, подтверждающих принадлежность платежа, произвести уточнение платежей зачастую не представляется возможным.
В целях урегулирования вопроса по уточнению НВС, неуточненных в течение трех и более лет со дня их поступления, а также в целях устранения условий, способствующих росту невостребованной кредиторской задолженности по доходам бюджета, в статье 40 Бюджетного кодекса предлагается закрепить на постоянной основе предусмотренный Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" и применяемый в настоящее время механизм уточнения невостребованных платежей, учитываемых в бюджете как НВС.
В целях урегулирования вопроса возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в части неналоговых платежей, законопроектом предусматривается в том числе срок, в течение которого осуществляется возврат (три года), по аналогии с платежами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Также законопроектом предлагается уточнить положения статьи 1601 Бюджетного кодекса.
Так, действующая редакция статьи 1601 Бюджетного кодекса предусматривает ведение главным администратором (администратором) доходов бюджета реестра источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное положение необходимо привести в соответствие с положениями статьи 471 Бюджетного кодекса, согласно которой реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ведутся Министерством финансов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании перечня источников доходов Российской Федерации.
При этом в полномочия главных администраторов доходов бюджета входит формирование информации для включения в перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета, что требует закрепления в статье 1601 Бюджетного кодекса.
Кроме того, в настоящее время ряд корпораций наделен полномочиями главного администратора доходов бюджета федеральными законами от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", при этом отсутствует порядок их осуществления.
В целях устранения пробела в правовом регулировании вопроса обеспечения исполнения государственными корпорациями полномочий главного администратора доходов бюджета законопроектом предлагается норма, определяющая исполнение государственными корпорациями указанных полномочий, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Предлагаемая законопроектом норма по внесению изменений в статью 1602 Бюджетного кодекса предусматривает исключение необходимости планирования (прогнозирования) поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам репо ввиду того, что объем возврата указанных средств непосредственно зависит от объема ранее произведенного их размещения.
В целях реализации требования Счетной палаты Российской Федерации о закреплении в Бюджетном кодексе нормы о предоставлении расчетов доходов в составе материалов к проекту федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период законопроектом предлагается норма, предусматривающая предоставление указанных расчетов.
Кроме того, в целях совершенствования исполнения бюджетов по доходам законопроектом предлагается внесение изменений в статьи Бюджетного кодекса, регулирующие формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанные в том числе с приведением в соответствие с отраслевым законодательством Российской Федерации. Так, в Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" были внесены изменения, предполагающие замену термина "рыбопромысловый участок" термином "рыболовный участок" и уточнение термина "договор о закреплении доли добычи (вылова) водных биоресурсов".
Вместе с тем, предлагается закрепить на постоянной основе в Бюджетном кодексе, предусмотренные в статье 2 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", и применяемые в настоящее время, нормативы зачисления платы за публичный сервитут. Поскольку данные нормативы стабильны и не подлежат пересмотру, их ежегодное переутверждение в законе о федеральном бюджете на текущий и плановый периоды избыточно.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не окажут влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.