Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372"
(подготовлен Минпромторгом России 11.09.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" и направлен на освобождение ввозимого технологического оборудования от взимания налога на добавленную стоимость, что позволяет сократить отвлечение оборотных средств предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты, направленные на создание новых производств и осуществляющих инвестиции в экономику Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее - Перечень).
Такой Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372 "Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - постановление N 372).
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал наличие ряда проблемных вопросов при применении Перечня.
1. Перечень требует постоянной актуализации в связи с наличием в нем кодов и наименований товаров, которые на момент внесения изменений в постановление N 372 не производились на территории Российской Федерации, однако, по состоянию на 2020 г. имеются данные о производстве аналогичного оборудования.
2. Длительные сроки включения в Перечень. В среднем требуется не менее 6 месяцев.
3. В период с 2009 г. в Перечень включались отдельные наименования товаров, которые не содержали отличительных (уникальных) признаков. В этой связи в настоящее время существуют сложности при идентификации такого оборудования в случае его ввоза на территорию Российской Федерации, так как наименование товаров, приведенное в Перечне, шире по своему трактованию, чем конкретное ввозимое оборудование.
4. С другой стороны внесение в Перечень технологического оборудования с отличительными (уникальными) признаками приводит к разногласиям с ФАС России.
Основным замечанием ФАС России является наличие в товарных позициях Перечня конкретных товарных знаков, брендов, марок, наименований производителей и страны происхождения оборудования, что может привести к ограничению конкуренции путем создания неравных (дискриминационных) условий доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок и оказать влияние на рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями общих условий обращения продукции на товарном рынке.
Ведомство полагает целесообразным ограничиваться только функциональными и технологическими характеристиками оборудования, которое вносится в Перечень.
5. Формальный подход таможенных органов к трактованию позиций Перечня.
В настоящее время складывается отрицательная практика администрирования предоставленной льготы по уплате ввозного НДС после выпуска таможенными органами Российской Федерации технологического оборудования для внутреннего потребления, связанная, прежде всего, с формальным подходом ФТС России к прочтению позиций Перечня: наименование технологического оборудования с указанными технологическими и техническими характеристиками, содержащиеся в Перечне, должны точно и однозначно соответствовать данным, заявленным в декларации на товары.
Ярким примером такого подхода является ситуация, сложившаяся вокруг ООО "Томлдесдрев" и ООО "СТОД", связанная с указанием в наименовании позиций Перечня технических характеристик оборудования "909 куб. м в сутки" (по ООО "Томлесдрев") и "1618 куб. м в сутки" (по ООО "СТОД").
По информации компаний, данные технические характеристики рассчитаны немецким производителем "Диффенбахер ГМБХ Машинен-унд-Анлангенбау" и поэтому указаны в заявлениях на включение технологического оборудования в Перечень. Однако в ходе камеральных проверок таможенными органами установлен диапазон технологической мощности оборудования "от 676 куб. м в сутки до 1148 куб. м в сутки" по ООО "Томлесдрев" и "от 933 до 1866 куб. м в сутки" по ООО "СТОД".
В настоящее время обе компании оспаривают решение таможенных органов о недостоверном декларировании ввезенных товаров на территорию Российской Федерации и неправомерности предоставления льготы по уплате ввозного НДС в отношении ввезенного ими технологического оборудования в арбитражных судах Российской Федерации.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что почти половина Перечня (около 150 позиций) отражает идентификационные признаки оборудования через мощность или производительность. Принятие судом правомерности требований таможенных органов приведет к созданию прецедента, по которому компании, ранее осуществившие ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования без уплаты НДС, подпадут под таможенный контроль после выпуска товаров и будут вынуждены уплатить размер предоставленной льготы, что крайне негативно отразится на инвестиционной активности предприятий, создании новых и переоснащении старых производств, и, соответственно, снизит конкурентоспособность отечественной промышленности как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
В целях недопущения возникновения подобных случаев в дальнейшем, а также с учетом необходимости решения обозначенных выше проблем, Минпромторг России полагает целесообразным комплексно переработать порядок предоставления льготы по уплате НДС в отношении ввозимого технологического оборудования.
Для этого предлагается изложить Перечень в новой редакции, предусмотрев переходный период до конца 2020 г. Данный срок обусловлен необходимостью предоставления участникам ВЭД время для исполнения обязательств по заключенным контрактам и ввозу оборудования по наименованию и кодам ТН ВЭД ЕАЭС, ранее содержащимся в Перечне, и недопустить сбоев поставок отдельных видов оборудования на внутренний рынок России.
С 1 января 2021 г. будет принята новая редакция постановления N 372, предусматривающая новую форму Перечня с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС, наименования технологического оборудования, а также инвестиционного проекта, для целей реализации которого ввозится данное оборудование.
Кроме того, новой редакцией постановления N 372 будет предусмотрено, что льгота по освобождению от уплаты НДС ввозимого технологического оборудования, включенного в Перечень, будет предоставляться при условии подтверждения о целевом назначении, предоставляемого участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы при выпуске товаров для внутреннего потребления, выдаваемого Минпромторгом России.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Меры, предусмотренные проектом постановления, направлены на реализацию статьи 150 НК РФ.
В проекте постановления обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.