Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
(подготовлен ФАДН России 15.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования порядка создания и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - общины КМНС).
В Российской Федерации созданы и осуществляют деятельность более 1,5 тысяч общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Объединение в общины для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - КМНС) является неотъемлемой частью их традиционного образа жизни в сложных климатических условиях в труднодоступных и удаленных местностях. Община позволяет представителям КМНС не только сохранять свою традиционную культуру и традиционную хозяйственную деятельность и, как следствие, национальную идентичность и жизнеспособность, но и выступает гарантом реализации их коллективных и способом защиты личных прав КМНС.
Основой правового регулирования отношений в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин КМНС является Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ).
Основным пробелом правового регулирования, содержащимся в данном федеральном законе, является отсутствие четких условий участия в общинах КМНС лиц, не относящихся к КМНС. Федеральный закон N 104-ФЗ предполагает возможность участия в общинах КМНС представителей других этнических общностей, не относящиеся к КМНС, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность КМНС, без соотнесения численности данных лиц и представителей КМНС.
Подобное участие, с одной стороны, не противоречит принципам образования и деятельности общин КМНС, в частности, создаваемых по территориально-соседскому принципу, с другой - создает предпосылки для деятельности недобросовестных лиц, вытеснения КМНС из органов управления общин КМНС, использования предоставленных объединениям КМНС льгот для целей неправомерного личного обогащения.
В целях восполнения данного пробела законопроект предполагает введение условия о соотношении лиц из числа КМНС и представителей других этнических общностей в коллегиальных органах общин КМНС: число таких лиц не должно будет составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиальных органов общины КМНС.
Законопроект также предусматривает обязательный учет членов общин КМНС, ведение которого будет возложено на председателя правления (совета) общины КМНС, представляющего общину в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Указанное позволит обеспечить полноту и достоверность сведений о членстве гражданина в общине КМНС, представляемых для целей учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, связанных с реализацией социальных и экономических прав КМНС.
Наряду с этим отдельные положения Закона N 104-ФЗ приводятся в соответствие с изменениями законодательства о некоммерческих организациях, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах установленной предельной штатной численности органов государственной власти и органов местного самоуправления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Законопроект не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований и положений, затрагивающих права субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.