Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 16.09.2020 г.)
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования вопросов прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Следственный комитет).
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлен пятилетний срок пребывания в должностях руководителей главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета.
Статья 30 Федерального закона содержит основания для увольнения сотрудника Следственного комитета по инициативе руководителя следственного органа Следственного комитета. При этом данная норма не содержит такого основания увольнения сотрудника Следственного комитета, как окончание срока пребывания в замещаемой должности. В целях устранения данного пробела законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 30 Федерального закона новым основанием увольнения - отказ сотрудника Следственного комитета, освобожденного от должности в связи с окончанием срока пребывания или досрочно, от назначения на предложенные ему иные должности. Досрочное освобождение от должности может быть связано с результатами аттестации, состоянием здоровья сотрудника и другими причинами
В целях обеспечения трудовых прав освобожденных сотрудников Следственного комитета законопроектом предусматривается возможность назначения сотрудника Следственного комитета на имеющуюся вакантную должность в следственных органах Следственного комитета. В Федеральный закон вводится механизм зачисления освобожденного сотрудника Следственного комитета в распоряжение следственного органа Следственного комитета для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы. В этой связи статья 30 дополняется частью 2.1, в которой устанавливаются правовой статус сотрудника в период нахождения в распоряжении следственного органа Следственного комитета, меры его правовой, социальной и материальной защиты. Порядок зачисления и нахождения сотрудника Следственного комитета в распоряжении следственного органа Следственного комитета будет определяться Председателем Следственного комитета Российской Федерации.
В случае отказа от замещения предложенных вакантных должностей сотрудник Следственного комитета подлежит увольнению со службы в Следственном комитете по вышеуказанному основанию.
Также, по аналогии с положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в статью 30 Федерального закона предлагается ввести такое основание увольнения, как отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, осуществляющими реализацию основных задач Следственного комитета, в том числе по обеспечению оперативного и качественного расследования преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Изложенное предполагает надлежащее и эффективное исполнение ими своих функций, что невозможно в период продолжительной болезни.
В качестве гарантии предлагается установить, что за сотрудником Следственного комитета сохраняется место работы (должность) в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением служебных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
В свою очередь, законопроектом предусматривается, что в случае увольнения по указанному основанию (проектируемый пункт 9 части 2 статьи 30) сотруднику Следственного комитета, имеющему или не имеющему право на пенсионное обеспечение, предусмотренное частью 13 статьи 35 Федерального закона, будет выплачиваться выходное пособие.
Законопроект предусматривает конкретизацию оснований увольнения сотрудников Следственного комитета дополнительно к основаниям расторжения трудовых договоров в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливает случаи выплаты выходных пособий при увольнении по указанным основаниям, а также возможность зачисления сотрудников Следственного комитета в распоряжение соответствующих следственных органов.
Частью 15 статьи 35 Федерального закона в редакции законопроекта дополнительные выплаты выходных пособий не устанавливаются.
Так, в соответствии с частью 15 статьи 35 Федерального закона выходное пособие выплачивается всем увольняемым сотрудникам, имеющим право на пенсию. Дополнение новыми пунктами не изменяет общего правила, поскольку независимо от оснований (пункты 1 - 4 в действующей редакции части 15 статьи 35 Федерального закона и пункты 5 и 6 части 15 статьи 35 Федерального закона, вводимые законопроектом) сотрудники все равно увольняются на пенсию. Изменение носит организационный характер и не вводит новых расходных обязательств.
В случае принятия законопроекта сотрудники Следственного комитета могут быть только в одном статусе - на своей штатной должности, в распоряжении (не на должности), на другой должности, по которой он временно исполняет обязанности.
В указанных случаях они будут получать:
при замещении штатной должности - денежное содержание в полном объеме;
в случаях нахождения в распоряжении (не на должности) - должностной оклад, доплату за специальное звание и доплату за выслугу лет, а с учетом фактического объема выполняемых сотрудником обязанностей в период нахождения в распоряжении, также другие выплаты, например, доплату за сложность, напряженность и высокие достижения в службе;
в случаях возложения на сотрудника временного исполнения обязанностей по какой-либо должности - денежное содержание по временно исполняемой должности в полном объеме.
Одновременное нахождение сотрудника на разных должностях или одновременное нахождение на должности и в распоряжении законопроект не предусматривает, соответственно двойная выплата денежного содержания исключена.
Так, в Следственном комитете в 2018 году из штатов следственных органов была исключена или изменена 3 761 должность в результате организационно-штатных мероприятий и включена в штаты других следственных органов или организаций. В 2019 году - 2 331 должность, за первое полугодие 2020 года - 1 074 должности.
Во всех вышеуказанных случаях сокращенные сотрудники переназначаются на вновь созданные должности или увольняются со службы в связи с сокращением штата или численности следственных органов по истечении двух месяцев с момента соответствующего уведомления. Выплата денежного содержания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для Следственного комитета.
Исходя из положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и не приведет к сокращению поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.