Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам"
(подготовлен Минфином России 17.09.2020 г.)
В соответствие с абзацами 2 и 31 статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101; N 52, ст. 7797), пунктами 2.1 и 3 статьи 21 и пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2020, N 6, ст. 698), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приказываю:
1. Утвердить федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам" (далее - Стандарт).
2. Установить, что Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2022 года.
3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения Стандарта.
Министр |
А.Г. Силуанов |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от "___" __________202_г. N _____
Федеральный стандарт
бухгалтерского учета государственных финансов "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам"
I. Общие положения
1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам" (далее - Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).
2. Стандарт устанавливает правила раскрытия сведений о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам в составе следующей годовой отчетности:
а) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой органами управления государственными внебюджетными фондами, главными администраторами бюджетных средств, главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и (или) автономных учреждений;
б) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных образований, формируемой финансовыми органами муниципальных образований Российской Федерации;
в) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов Российской Федерации, формируемой финансовыми органами субъектов Российской Федерации;
г) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления Российской Федерации, формируемой Федеральным казначейством (Казначейством России);
д) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Российской Федерации, формируемой Федеральным казначейством (Казначейством России).
В случае передачи полномочий субъекта бюджетной отчетности по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности финансовому органу, иному государственному (муниципальному) учреждению (далее - централизованной бухгалтерии), бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*(1), иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.
3. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в Стандарте в том же значении, в каком они используются в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4. Для целей Стандарта под сегментами понимаются группы организаций, сведения по которым обособленно раскрываются в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
5. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"*(2).
II. Выделение сегментов
6. В годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сведения о показателях по следующим сегментам:
а) Бюджетные единицы, включающие:
- федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы государственной власти (государственные органы) субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные казенные учреждения, казенные учреждения субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные учреждения, а также в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни государственные корпорации и государственные (муниципальные) унитарные предприятия, иные организации, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности (далее - иные получатели бюджетных средств бюджетов);
- государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды;
б) Бюджетные (автономные) учреждения, включающие федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения, бюджетные и автономные учреждения субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджетные и автономные учреждения;
в) Внебюджетные государственные единицы, включающие государственные корпорации, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, публично-правовые компании.
7. В годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального образования Российской Федерации раскрываются сведения о показателях по следующим сегментам:
а) Бюджетные единицы в части органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений, а также иных получателей средств местного бюджета;
б) Бюджетные (автономные) учреждения в части муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
8. В годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта Российской Федерации раскрываются сведения о показателях по следующим сегментам:
а) Бюджетные единицы в части:
- органов государственной власти (государственных органов) субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, иных получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений и иных получателей средств местных бюджетов, включаемых в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации;
- территориальные государственные внебюджетные фонды;
б) Бюджетные (автономные) учреждения в части бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных и автономных учреждений;
в) Внебюджетные государственные единицы в части государственных корпораций, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, публично-правовых компаний, созданных субъектом Российской Федерации.
9. В годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Российской Федерации раскрываются сведения о показателях по следующим сегментам:
а) Бюджетные единицы в части:
- федеральных органов государственной власти (государственных органов), федеральных казенных учреждений, а также иных получателей средств федерального бюджета;
- государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
б) Бюджетные (автономные) учреждения в части федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений;
в) Внебюджетные государственные единицы в части государственных корпораций, государственных унитарных предприятий, публично-правовых компаний, созданных Российской Федерацией.
10. В годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления Российской Федерации раскрываются сведения о показателях по сегментам, указанным в пункте 6 Стандарта.
III. Раскрытие сведений о показателях по сегментам
11. Основой для формирования сведений о показателях по сегментам субъекта консолидированной отчетности являются данные консолидируемой им бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Суммы оборотов между субъектами консолидированной отчетности, входящие в один сегмент, подлежат исключению при формировании показателей по данному сегменту.
Суммы оборотов между субъектами консолидированной отчетности, входящие в разные сегменты, подлежат исключению при формировании итоговых (консолидированных) показателей всех сегментов.
Сведения о показателях по сегментам раскрываются в составе таблиц Пояснительной записки к годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Сведения о показателях по сегментам приводятся в тех единицах измерения, которые применяются для представления данных в годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
12. По каждому сегменту субъект отчетности раскрывает данные о следующих показателях за текущий и предшествующий отчетный периоды:
Общая величина признанных доходов за период, а также показатели по следующим доходам:
- налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование;
- доходам от собственности;
- доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат;
- доходам от операций с активами;
- межбюджетным трансфертам полученным;
- субсидиям, грантам, имущественным взносам полученным.
Общая величина признанных расходов за период, а также показатели по следующим расходам:
- оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда;
- оплате работ, услуг;
- операциям с активами;
- социальному обеспечению;
- налогам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам;
- межбюджетным трансфертам предоставленным;
- субсидиям, грантам, имущественным взносам предоставленным;
- обслуживанию государственного (муниципального) долга.
12.3. Общая величина активов на конец периода, в том числе нефинансовых активов и финансовых активов, а также показатели по следующим активам:
- недвижимому имуществу;
- непроизведенным активам;
- имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну;
- денежным средствам учреждения;
- финансовым вложениям;
- расчетам по доходам;
- расчетам по предоставленным кредитам, займам(ссудам).
Общая величина обязательств на конец периода, а также показатели по следующим обязательствам:
- расчетам с кредиторами по долговым обязательствам;
- прочим расчетам с кредиторами;
- расчетам по платежам в бюджеты.
13. Субъект консолидированной отчетности раскрывает в Пояснениях к годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности сверку следующих показателей:
а) итоговых (консолидированных) величин доходов и расходов всех сегментов с итоговыми (консолидированными) величинами доходов и расходов, отраженными в годовом консолидированном Отчете о финансовых результатах;
б) итоговых (консолидированных) величин активов и обязательств всех сегментов с итоговыми (консолидированными) величинами активов и обязательств, отраженными в годовом консолидированном Бухгалтерском балансе.
14. Изменения единой учетной политики при централизации учета и (или) субъектов учета учетной политики, входящих в периметр консолидации, которые оказывают существенное влияние на значения показателей, раскрываемых по сегментам, отражаются в порядке, предусмотренном федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"*(3).
IV. Переходные положения Стандарта при его первом применении
15. При первоначальном признании сведений о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам данные о показателях по каждому сегменту отчетности раскрываются за отчетный год, исключая данные за предыдущий период.
-------------------------------------------
*(1) Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03 февраль 2011 г., регистрационный номер 19693) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 191н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2012 г., регистрационный номер 23229), от 26 октября 2012 г. N 138н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный номер 26253), от 19 декабря 2014 г. N 157н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35856), от 26 августа 2015 г. N 135н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный номер 38821), от 31 декабря 2015 г. N 229н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2016 г., регистрационный номер 41312), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 2 ноября 2017 г. N 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2017 г., регистрационный номер 49101), от 7 марта 2018 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2018 г., регистрационный номер 50573), от 30 ноября 2018 г. N 244н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 декабря 2018 г., регистрационный номер 53200), от 28 февраля 2019 г. N 31н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2019 г., регистрационный номер 54342), от 16 мая 2019 г. N 72н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54911), от 20 августа 2019 г. N 131н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2019 г., регистрационный номер 56184) от 12 мая 2020 г. N 88н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2020 г., регистрационный номер 58478).
*(2) Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).
*(3) Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный номер 51123) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 299н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный номер 53600).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.