Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Роспотребнадзором 17.09.2020 г.)
Проект
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N14, ст. 1650; 2019, N 30, ст. 4134) следующие изменения:
1) преамбулу после слов "благоприятную окружающую среду" дополнить словами ", государственной безопасности.";
2) в статье 1:
а) в абзаце десятом:
после слов "а в отношении" дополнить словами "качества и";
слова "и техническими регламентами" заменить словами "техническими регламентами, санитарными правилами";
б) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека;";
в) абзацы тринадцатый и четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, профилактические и иные меры, направленные на оценку риска вредного воздействия на человека факторов среды обитания, устранение или уменьшение такого риска, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и их ликвидацию;";
г) дополнить абзацами следующего содержания:
"санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность уполномоченных органов и учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также других организаций, уполномоченных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг требованиям технических регламентов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
санитарно-эпидемиологическое обследование - деятельность уполномоченных органов и учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также других организаций, уполномоченных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) производственных, общественных и жилых помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест требованиям технических регламентов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
санитарно-эпидемиологическое исследование - деятельность учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также других организаций, уполномоченных в установленном порядке, по установлению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;
санитарно-эпидемиологическое испытание - деятельность учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также других организаций, уполномоченных в установленном порядке, по определению соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и актов, составляющих право Евразийского экономического союза в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе;
санитарно-эпидемиологическая оценка - действия уполномоченных органов и учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также других организаций, уполномоченных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определение степени этого воздействия и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки;
санитарно-эпидемиологическое расследование - деятельность уполномоченных органов и учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по установлению причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
дезинфекционная деятельность - деятельность, связанная с испытанием, производством, приготовлением, хранением, транспортированием, фасовкой, упаковкой, реализацией, применением средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением.";
3) пункт 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых в Российскую Федерацию отдельных видов продукции;
проведения социально-гигиенического мониторинга;
научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
информационного обеспечения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе формирование и ведение федеральной государственной информационной системы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая сведения эпидемиологического характера, обеспечивающие возможность идентификации, в том числе иностранного гражданина, получение информации о его трудовой деятельности и иных данных, влияющих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4) в статье 4:
а) абзац первый после слов "благоприятную окружающую среду" дополнить словами ", а также государственной безопасности в указанной области.";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина.";
5) в абзаце девятом статьи 5 слова "на территорию Российской Федерации" заменить словами "в Российскую Федерацию";
6) абзац третий статьи 6 изложить в следующей редакции:
"право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также комплексных планов по реализации мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;";
7) в абзаце четвертом статьи 8 слова "уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" заменить словами "осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;";
8) в абзаце втором статьи 9 слова "санитарных правилах" заменить словами "санитарно-эпидемиологических требованиях";
9) в пункте 2 статьи 12:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, зон ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила и нормативные правовые акты Российской Федерации.";
б) в абзаце втором слова "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор" заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор";
10) в статье 13:
а) абзац первый пункта 1 после слова "хранении," дополнить словом "реализации,";
б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Продукция производственно-технического назначения, товары для личных и бытовых нужд и технологии их производства, условия их транспортировки, хранения и утилизации, а также их маркировка и упаковка, непосредственно направленные на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям.";
11) статью 14 после слов "реализации и применению (использованию)" дополнить словами "при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям и";
12) в наименовании и в тексте статьи 16 слова "на территорию Российской Федерации" заменить словами "в Российскую Федерацию";
13) в пункте 4 статьи 18 слова "органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, " заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор";
14) в пункте 2 статьи 19 слова "санитарно-эпидемиологическим требованиям" заменить словами "санитарным правилам";
15) пункт 2 статьи 21 после слов "санитарным правилам" дополнить словами "и иным нормативным правовым актам Российской Федерации";
16) пункт 1 статьи 22 после слов "производства и потребления" дополнить словами ", медицинские отходы";
17) в статье 28:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 28. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания, обучения, присмотра и ухода";
б) в пункте 1 слова "дошкольных и других образовательных организациях" заменить словами "организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми,";
18) пункт 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:
"1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться в соответствии с требованиями санитарного законодательства санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания, лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, гигиенического воспитания и обучения граждан.";
19) в статье 30:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на обеспечение государственной безопасности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза в Российскую Федерацию и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).";
б) пункты 2 - 4.3 признать утратившими силу;
в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Санитарно-карантинному контролю подлежат подконтрольные товары, опасные грузы, транспортные средства, а также лица при прибытии (убытии) в (из) Российскую Федерацию.
Санитарно-карантинный контроль лиц в пунктах пропуска осуществляется до проведения иных видов государственного контроля.
Порядок осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе порядок принятия таможенными органами решений по результатам проверки документов в специализированных пунктах пропуска и порядок определения видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и случаев, когда проводится досмотр товаров и грузов) определяется Правительством Российской Федерации.";
20) дополнить статьей 30.1 следующего содержания:
"Статья 30.1. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
1. Ввоз в Российской Федерации опасных грузов и товаров осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - специализированные пункты пропуска). Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Не допускаются к ввозу в Российскую Федерацию опасные грузы и товары, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз в Российскую Федерацию создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
3. Санитарно-карантинный контроль за подконтрольными товарами и опасными грузами в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации, а также таможенными органами в части проведения проверки документов в специализированных пунктах пропуска.
При осуществлении санитарно-карантинного контроля в специализированных пунктах пропуска должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии товаров и грузов в Российскую Федерацию.
По результатам проверки документов должностными лицами таможенных органов принимается решение о ввозе товаров и грузов в Российскую Федерацию в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо об их немедленном вывозе из Российской Федерации, либо об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения досмотра товаров и грузов должностными лицами осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации, в соответствии с компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, а также порядок осуществления такого контроля.
Санитарно-карантинный контроль подконтрольных товаров и опасных грузов в специализированных пунктах пропуска, проводимый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации, включает в себя проверку наличия документов об оценке (подтверждении) соответствия подконтрольных товаров, и их соответствия транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам, осмотр и при необходимости - организацию отбора (отбор) проб подконтрольных товаров для проведения санитарно-эпидемиологической оценки, проведения исследований опасных грузов.
По результатам осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, с учетом системы управления рисками принимается одно из следующих решений:
о немедленном вывозе товаров и грузов из Российской Федерации;
о ввозе товаров и грузов в Российскую Федерацию в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
о направлении товаров и грузов в соответствии с заявленной таможенной процедурой в места назначения (доставки) для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
5. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации, в соответствии с компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, на определенный период, а также порядок осуществления такого контроля.
По результатам осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, с учетом системы управления рисками принимается одно из следующих решений:
о немедленном вывозе товаров и грузов с территории Российской Федерации;
о ввозе товаров и грузов в Российскую Федерацию в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в специально оборудованные и оснащенные места назначения (доставки) для завершения санитарно-карантинного контроля должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации;
о направлении товаров и грузов в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
6. При осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут осуществлять между собой информационное взаимодействие в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
7. Санитарно-карантинный контроль в отношении транспортных средств и лиц при прибытии (убытии) в (из) Российскую Федерацию осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации, при наличии риска возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
8. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации.
В случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения Российской Федерации и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных в перечне инфекционных заболеваний, предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в соответствии с санитарным законодательством.
9. Санитарно-карантинный контроль за прибывающими (убывающими) транспортными средствами и лицами при прибытии (убытии) в (из) Российской Федерации включает:
проверку санитарной части общей декларации воздушного судна, морской медико-санитарной декларации морских (речных) судов, свидетельства о прохождении морским (речным) судном санитарного контроля, свидетельства об освобождении морского (речного) судна от санитарного контроля, проверку журналов регистрации обращений за медицинской помощью; санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте, при необходимости - международных свидетельств о вакцинации, результатов медицинских (лабораторных) исследований;
проведение при необходимости медицинского осмотра (опроса, термометрии), медицинского (лабораторного) исследования, анкетирования контактировавших с больными лицами;
визуальный осмотр транспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации, опрос членов экипажа воздушного, морского (речного) судна, работников поездной и локомотивной бригад, водителей автотранспортного средства, пассажиров;
радиационный контроль транспортных средств, индикацию при необходимости потенциально опасных химических веществ с целью выявления контаминации транспортного средства;
при необходимости - отбор проб воздуха, воды и почвы на территории пункта пропуска для исследований, забор биологического материала от больных (подозрительных на болезнь) и от лиц, контактировавших с больными (по показаниям), для проведения лабораторных исследований.
10. По результатам осуществления санитарно-карантинного контроля за прибывающими (убывающими) транспортными средствами и лицами при прибытии (убытии) в (из) Российскую Федерацию, могут приниматься следующие решения о:
приостановлении проведения пограничного, таможенного и других видов государственного контроля;
организации отведения транспортного средства по решению администрации пункта пропуска к санитарному причалу, на санитарную стоянку, санитарную площадку, в санитарный железнодорожный тупик (путь);
временной изоляции больного (подозрительного), лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями;
организации дезинфекции, дератизации, дезинсекции, дезактивации.
11. В случае выявления болезни у человека на транспортном средстве, пересекающем границу Российской Федерации, либо обнаружения груза, подозрительного на контаминацию возбудителями болезней, в соответствии с законодательством Российской Федерации может вводиться запрет на въезд, транзитный проезд граждан другой страны (больных и контактировавших с ними).";
21) в статье 31:
а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Правительство Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с участием федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (их территориальных органов), вправе создавать координационный орган, организующий разработку и реализацию комплексных административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний.";
б) в пункте 3 слова "санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" заменить словами "в соответствии с санитарным законодательством.";
в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. При введении ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации, проводит учет:
информации о распространении инфекционного заболевания;
произведенных (изготовленных) на территории Российской Федерации организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, тест-систем для диагностики инфекции;
информации о проведенных в Российской Федерации исследованиях на диагностику инфекции и об их результатах.";
22) пункт 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
"2. Производственный контроль при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, применении систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе с применением системы критических контрольных точек при анализе опасных факторов, а также при выполнении работ и оказании услуг осуществляется в соответствии с требованиями санитарного законодательства.";
23) в абзаце втором пункта 3 статьи 33 слова "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации";
24) статью 34 изложить в следующей редакции:
"Статья 34. Обязательные медицинские осмотры и медицинские освидетельствования
1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
2. В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
4. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющие опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - медицинское освидетельствование) в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, находящихся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
6. Медицинское освидетельствование включает осмотры врачей-специалистов, медицинские исследования, выдачу медицинского заключения и сертификата об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
7. Данные о прохождении медицинских осмотров и медицинских освидетельствований подлежат внесению в федеральную информационную систему сведений эпидемиологического характера.
8. Документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, гигиенического обучения и аттестации является личная медицинская книжка, выданная на бумажном или электронном носителях на основе информации, содержащейся в федеральной информационной системе сведений эпидемиологического характера, по форме и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации;
9. Порядок проведения медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и ведения отчетности медицинскими организациями устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.";
25) в статье 36:
а) абзац четвертый пункта 22 признать утратившим силу;
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Должностные лица и работники, в чьи должностные обязанности входит деятельность, непосредственно связанная с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, проходят аттестацию в целях проверки знаний и навыков в области гигиенической подготовки. Перечень подлежащих аттестации лиц, периодичность, порядок проведения и оформления результатов аттестации определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.";
26) в статье 37:
а) в абзацах втором, четвертом - шестом пункта 1 слова "санитарных правил" заменить словами "санитарно-эпидемиологических требований";
б) в пункте 2 после слов "нормирование осуществляется" дополнить словами "федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор,";
27) статью 38 изложить в следующей редакции:
"Статья 38. Разработка санитарно-эпидемиологических требований
1. Разработка санитарно-эпидемиологических требований осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
1.1. При необходимости учета особенностей складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут разрабатываться санитарные правила для этого субъекта Российской Федерации или муниципального образования и (или) устанавливаться особенности применения санитарных правил, либо отдельных их положений на этих территориях.
В отношении санитарно-эпидемиологических требований экспериментальный правовой режим не применяется.
2. Разработка санитарно-эпидемиологических требований должна предусматривать:
проведение комплексного анализа и (или) исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения либо проведение оценки возможного вредного воздействия на здоровье человека факторов среды обитания с учетом тяжести этого вреда и связанных с этим потенциального причинения вреда жизни и здоровью человека (оценка риска);
определение понятий и терминов, используемых в санитарных правилах (при необходимости);
установление форм и форматов документов, используемых для целей реализации санитарных правил (при необходимости);
определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, в том числе риска, установление оснований, при наличии которых требуются расчет и оценка риска для здоровья человека;
установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания, включая критерии качества отдельных видов продукции в целях обеспечения сохранения здоровья будущих поколений;
анализ международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования;
установление оснований для пересмотра гигиенических и иных нормативов;
прогнозирование социальных и экономических последствий применения санитарно-эпидемиологических требований;
обоснование сроков и условий введения санитарных правил в действие.
Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы), утверждаемые постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе, и содержащие:
санитарно-эпидемиологические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, сохранению и укреплению его здоровья, а также обеспечения сохранения здоровья будущих поколений;
гигиенические нормативы, определяющие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
гигиенические нормативы, определяющие максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
3. Санитарно-эпидемиологические требования разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и устанавливаются в санитарных правилах, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе, к:
планировке и застройке городских и сельских поселений, в том числе к обоснованию границ и размеров зон с особыми условиями территории и ограничений в них;
продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;
потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;
пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, обоснованию срока годности, технологиям их производства;
нормирования обеспечения питанием в зависимости от возрастной категории лиц, их физиологических потребностей, состояния здоровья, показателей качества пищевых продуктов;
продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;
организации питания населения;
водным объектам;
питьевой воде и питьевому водоснабжению населения;
атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях;
почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок;
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, медицинских отходов;
жилым зданиям и помещениям;
размещению и эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
условиям труда;
условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;
условиям работы с источниками физических факторов;
уровням воздействия физических факторов на население;
условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания, обучения, присмотра и ухода;
условиям оказания услуг населению;
организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
санитарной охране территории Российской Федерации;
порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);
порядку осуществления производственного контроля;
мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных (подозрительных) инфекционными заболеваниями и лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями;
организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.";
28) в статье 39:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. На территории Российской Федерации действуют санитарные правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
б) пункты 1.1 и 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.1. Особенности публичного обсуждения санитарных правил, а также продления срока их действия, оценка их применения определяются в положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Проекты санитарных правил, направленных на предотвращение возникновения или распространения инфекционных заболеваний, гигиенических нормативов, а также санитарных правил в области радиационной безопасности, выполнения космических полетов, оценке космодромов оценке регулирующего и фактического воздействия не подлежат.
1.2. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.";
б) дополнить пункт 2 абзацем следующего содержания:
"Дата вступления в силу санитарных правил устанавливается в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении санитарных правил.";
в) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Официальные разъяснения санитарных правил размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации.
Руководства по соблюдению санитарных правил утверждаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и применяются на добровольной основе.";
29) в статье 41 после слов "о техническом регулировании" дополнить словами ", а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе";
30) в статье 42:
а) в наименовании слово "расследования," исключить;
б) в пункте 1:
слово "расследования," исключить;
подпункт 2 признать утратившим силу;
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, территорий, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности, в том числе продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации.";
в) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в целях оказания федеральными органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственных услуг проводятся подведомственными этим органам учреждениями, указанным в пункте 6 статьи 46 настоящего Федерального закона.";
г) в пункте 2:
слово "расследований," исключить;
после слов "санитарно-эпидемиологические заключения," дополнить словами "судовые санитарные свидетельства на право плавания, свидетельства о государственной регистрации,":
д) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи, приостановления или прекращения действия по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений, а также формы используемых документов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации.";
е) в пункте 4 слово "расследования," исключить;
31) дополнить статьей 42.1 следующего содержания:
"Статья 42.1. Санитарно-эпидемиологические расследования
1. Санитарно-эпидемиологические расследования организуются и проводятся должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе с привлечением специалистов государственных учреждений и научных организаций, входящих в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы, в целях установления причин и выявления условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).
2. Санитарно-эпидемиологическое расследование проводится при получении экстренного извещения о случаях и (или) подозрении на инфекционное заболевание или массовое неинфекционное заболевание (отравление).
3. При проведении санитарно-эпидемиологического расследования могут проводиться санитарно-эпидемиологическое обследование, отбор проб (образцов), проведение санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний) и экспертиз, опрос и получение объяснений, запрос сведений и документов.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологического расследования, типовые формы документов, используемые при проведении санитарно-эпидемиологического расследования, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации.
4. В случае выявления в ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином обязательных требований санитарного законодательства и (или) неисполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, принимают в пределах полномочий меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.";
32) в статье 43:
а) в абзаце четвертом пункта 1 слова "на территорию Российской Федерации" заменить словами "в Российскую Федерацию";
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Свидетельство о государственной регистрации может быть приостановлено может быть приостановлено или прекращено в случаях выявления несоответствия продукции обязательным требованиям, получения информации от заявителя о прекращении ввоза и (или) изготовления продукции, получение информации, подтверждающей недостоверность представленных заявителем при государственной регистрации данных.";
33) в пункте 2 статьи 45 "органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор" заменить словами "органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор";
34) дополнить статьей 45.1. следующего содержания:
"45.1. Информационное обеспечение в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1. Информационное обеспечение в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется посредством формирования и ведения:
федеральной государственной информационной системы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая сведения эпидемиологического характера, обеспечивающие возможность идентификации, в том числе иностранного гражданина, получение информации о его трудовой деятельности и иных данных, влияющих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.
2. В федеральной государственной информационной системе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об осуществлении деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обработка персональных данных в информационной системе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области защиты информации и законодательства в области персональных данных.
3. Федеральная государственная информационная система в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения включает в себя:
сведения, содержащиеся в информационных системах в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, федеральных базах данных и федеральных регистрах;
сведения об органах и организациях, входящих в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы;
сведения о специалистах в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
сведения о мероприятиях в отношении контролируемых лиц, объектов контроля;
сведения об исследованиях, испытаниях, экспертизах, анализах и оценках, в том числе научных исследованиях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ведения системы менеджмента качества лабораторных исследований, испытаний;
сведения, необходимые для осуществления эпидемиологического мониторинга (наблюдение, анализ, оценка и прогноз), в том числе создания механизма межведомственного взаимодействия в целях обмена данными, влияющими на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, исключающего осуществление трудовой деятельности иностранных граждан, являющихся источниками инфекционных заболеваний, своевременного принятия решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации;
сведения, необходимые для осуществления социально-гигиенического мониторинга;
сведения о санитарно-эпидемиологическом нормировании;
сведения, необходимые для оказания государственных услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
сведения статистического наблюдения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также сводную аналитическую информацию по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
сведения, необходимые для планирования, учета и анализа деятельности органов и организаций, указанных в пункте 2 статьи 46 настоящего Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
классификаторы, справочники и иная нормативно-справочная информация в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, перечень, порядок ведения и использования которой определяются органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4. Поставщиками информации в федеральную государственную информационную систему в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья и иные организации, обладающие указанной информацией в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
5. Пользователями информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являются федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, внутренних дел, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иные органы исполнительной власти в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
6. Положение о федеральной государственной информационной системе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе перечень и сроки вносимой в нее информации, порядок доступа и обмена информацией, утверждается Правительством Российской Федерации.".
35) наименование главы VI изложить в следующей редакции"
"VI. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ";
36) в статье 46:
а) в наименовании статьи слова "федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" заменить словами "системы государственной санитарно-эпидемиологической службы";
б) пункт 1 признать утратившим силу;
в) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Единая государственная вертикально интегрированная система государственной санитарно-эпидемиологической службы включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации;
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, органов внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения);
федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также обеспечивающие деятельность федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзацах втором, третьем и пятом настоящего пункта, по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление санитарно-карантинного контроля за ввозом в Российскую Федерацию опасных грузов и товаров в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток.;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.";
г) в пункте 3:
абзац первый после слов "государственный санитарно-эпидемиологический надзор," дополнить словами "санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации";
д) пункт 7 признать утратившим силу;
37) в статье 49:
а) в пункте 1 слова "органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор";
б) пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечиваются форменной одеждой. Форма указанной одежды, знаки различия, порядок ношения, порядок выдачи утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации.
5. Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, имеющие наряду с высшим образованием по специальности "Медико-профилактическое дело" сертификаты по специальностям укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Науки о здоровье и профилактическая медицина" или свидетельство об аккредитации специалиста по укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Науки о здоровье и профилактическая медицина.";
38) в статье 50:
а) в пункте 1:
абзац первый после слов "санитарно-эпидемиологический надзор," дополнить словами "наряду с правами, предусмотренными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации,";
в абзацах седьмом и девятом слова "санитарным правилам" заменить словами "санитарно-эпидемиологическими требованиями";
абзац десятый признать утратившим силу;
б) абзац шестой пункта 2 после слов "в очагах инфекционных заболеваний, а также на" дополнить словами "транспортном средстве,";
39) в статье 51:
а) в пункте 1:
подпункт 1 признать утратившим силу;
подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд о понуждении к соблюдению требований санитарного законодательства или выполнению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий), а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с нарушением санитарного законодательства или невыполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий);";
в абзаце втором подпункта 4 слова "органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор" заменить словами "федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор";
абзацы второй - пятый подпункта 5 признать утратившими силу;
абзац второй подпункта 7 признать утратившим силу;
в абзаце десятом подпункта 8 слова "органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор";
б) абзац второй пункта 3 после слов "государственный санитарно-эпидемиологический надзор," дополнить словами "санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также реализацию иных мер по санитарной охране территории Российской Федерации,";
40) абзац второй статьи 52 изложить в следующей редакции:
"своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2019, N 18, ст. 2224; N 23, ст. 2904; N 25, ст. 3164, 3165; N 30, ст. 4134; N 31, ст. 4416; N 52, ст. 7821) следующие изменения:
1) статью 6 дополнить пунктами 41 и 42 следующего содержания:
"41. Одновременно с заявлением иностранный гражданин за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 2 настоящей статьи, подает документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", выданные по результатам медицинского освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме, проведенного в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, находящихся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
42. Иностранному гражданину, обратившемуся с заявлением в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, разрешение на временное проживание выдается при условии представления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел документов, указанных в пункте 41 настоящей статьи, на бумажном носителе.";
2) подпункт 1 пункта 5 статьи 6.1 после слов "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" дополнить словами ", выданные по результатам медицинского освидетельствования, в соответствии с законодательством Российской Федерации";
3) подпункт 13 пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющие опасность для окружающих, либо не представил выданные по результатам медицинского освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации документы и сертификат, подтверждающие отсутствие у него указанных заболеваний. Перечень инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;";
4) в статье 8:
а) дополнить пунктом 16 следующего содержания:
"16. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином вместе с документами, подтверждающими отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификатом об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", выданными по результатам медицинского освидетельствования, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче вида на жительство в электронной форме.";
б) пункт 16 статьи 8 считать пунктом 17;
5) статью 13 дополнить пунктом 12 следующего содержания:
"12. В случае принятия решения о выдаче разрешения на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерации на основании визы, обязан представить в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию лично в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющие опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", выданные по результатам медицинского освидетельствования, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При наличии документально подтвержденных уважительных причин указанные документы могут быть поданы иностранным гражданином в более поздний срок.".
6) абзац первый подпункта 5 пункта 2 статьи 13.3 изложить в новой редакции:
"5) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", выданные по результатам медицинского освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации, проведенного в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, находящихся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.".
7) в статье 18:
а) подпункт 10 пункта 9 изложить в следующей редакции:
"является больным наркоманией, либо не имеет документов, подтверждающих отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", выданные по результатам медицинского освидетельствования, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;".
б) дополнить пунктом 9 1-2 следующего содержания:
"9 1-2. Помимо случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, разрешение на работу не выдается, а ранее выданное иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, аннулируется в случае непредставления им в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в установленный срок документов, указанных в подпункте 12 статьи 13 настоящего Федерального закона.".
Президент |
В.В. Путин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.