Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях"
(подготовлен Минэкономразвития России 18.09.2020 г.)
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) Правительством Российской Федерации обеспечивается признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
При этом, согласно положениям части 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ, независимо от того, признаны ли утратившими силу (отмененными) нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
В качестве исключения Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ не применяются.
Целью разработки настоящего проекта постановления является утверждение перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ (далее - проект постановления, перечень).
Кроме того, в проекте постановления закрепляется положение, согласно которому в случае необходимости после 1 января 2021 г. внесения изменений в нормативные правовые акты, включенные в перечень, такие акты подлежат переизданию в соответствии с положениями Закона N 247-ФЗ.
Работа над формированием перечня ведется в соответствии с порядком, определенным поручением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N ДГ-П36-8387рг и предусматривающим рассмотрение актов, которые предлагаются федеральными органами исполнительной власти к включению в перечень, на заседаниях в профильных рабочих группах по реализации механизма "регуляторной гильотины".
По итогам рассмотрения в профильных рабочих группах принимается решение о согласовании включения нормативного правового акта в Перечень.
Сформированные перечни нормативных правовых актов, одобренные (согласованные) на заседаниях рабочих групп, были проанализированы Минэкономразвития России на предмет соответствия поручению Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N Пр-294 (подпункт "б" пункта 3), согласно которому предусматривается отмена с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
С учетом изложенного в проект постановления включена первая часть нормативных правовых актов, предусматривающая 261 акт в следующих сферах: безопасности дорожного движения, здравоохранения и социального обслуживания, культуры, образования, пожарной безопасности, энергетики, интеллектуальной собственности.
Оценка соблюдения указанных актов осуществляется в рамках следующих видов государственного контроля (надзора):
1. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;
2. Государственный контроль в сфере обращения за обеспечением безопасности донорской крови и (или) ее компонентов;
3. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
4. Государственный контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
5. Лицензионный контроль за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6. Федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
7. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности;
8. Государственный контроль и надзор за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;
9. Государственный контроль и надзор за состоянием Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации;
10. Федеральный государственный надзор в сфере образования;
11. Государственный надзор за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью;
12. Лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
13. Федеральный государственный пожарный надзор;
14. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
15. Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг;
16. Федеральный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
17. Лицензионный контроль за медицинской деятельностью (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
18. Контроль за соблюдением порядка и условий представления в обязательном порядке субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации для включения в эту систему.
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.