Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам (Новая редакция)"
(подготовлен Минтрансом России 22.09.2020 г.)
Досье на проект
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12,ст. 1383) и в целях реализации мер по государственному регулированию деятельности гражданской авиации и повышения уровня авиационной безопасности на воздушном транспорте приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам".
2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:
от 28 ноября 2005 г. N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2005 г., регистрационный N 7321);
от 31 января 2008 г. N 20 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142" (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2008 г., регистрационный N 11207);
от 16 сентября 2015 г. N 275 "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2015 г., регистрационный N 39319);
от 21 июня 2016 г. N 171 "О внесении изменения в Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142" (зарегистрирован Минюстом России 2 августа 2016 г., регистрационный N 43084);
от 1 сентября 2016 г. N 259 "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142" (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2016 г., регистрационный N 43807);
от 24 мая 2017 г. N 193 "О внесении изменения в Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142" (зарегистрирован Минюстом России 14 июня 2017 г., регистрационный N 47028);
от 12 февраля 2018 г. N 58 "О внесении изменения в Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142" (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2018 г., регистрационный N 50300).
Министр |
Е.И. Дитрих |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от ___ "______" 2020 г. N ____
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ТРЕБОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К АЭРОПОРТАМ
I. Общие положения
1. Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (далее - Правила) устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам обязательные для исполнения операторами аэропортов (далее - администрация аэропорта), авиационными предприятиями, эксплуатантами, пассажирами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
2. Настоящие Правила разработаны на основании Воздушного кодекса Российской Федерации, а также с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.
II. Организация и обеспечение
авиационной безопасности в аэропорту
3. Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
4. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями транспортной безопасности (далее - ПТБ), службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
При несоответствии мер по обеспечению авиационной безопасности требованиям настоящих Правил допускается временно принятие эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности, согласованных с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности.
Сертификат юридического лица, обеспечивающего авиационную безопасность, подлежит аннулированию:
по заявлению юридического лица;
по истечении 90 дней с даты приостановления сертификата в случае не устранения выявленных нарушений требований настоящих Правил.
5. САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий), оснащаются техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
6. Сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.
Сотрудники САБ и ПТБ, относящиеся к силам обеспечения транспортной безопасности, дополнительно проходят подготовку и аттестацию в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
7. Операторы аэропортов и эксплуатанты должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, содержащие комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объема пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам.
Программы обеспечения авиационной безопасности подлежат согласованию с территориальным органом Федерального агентством воздушного транспорта.
8. Проекты вновь строящихся или реконструируемых аэропортов должны предусматривать наличие:
помещений для досмотра пассажиров, ручной клади и багажа, оборудованных техническими средствами досмотра;
помещений для проведения личного (индивидуального) досмотра пассажиров;
помещений для досмотра почты, грузов и бортовых запасов;
помещений для оформления оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами на период полета воздушного судна;
служебных помещений для сотрудников САБ/ ПТБ, сотрудников органов внутренних дел;
помещений для отдыха дежурных смен САБ или ПТБ;
контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП);
ограждения аэропортов по периметру.
В аэропортах, отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 и 5 категории допускается совмещение:
помещений (зон контроля пассажиров) для досмотра пассажиров, ручной клади и багажа, помещений (зон) для проведения личного (индивидуального) досмотра пассажиров, помещений для досмотра почты, грузов и бортовых запасов;
КПП с иными зданиями, примыкающими к ограждению аэропорта по периметру или расположенными на территории контролируемой зоны аэропорта.
9. САБ эксплуатанта (авиационного предприятия) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов или ПТБ на договорной основе.
III. Организация и обеспечение
пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту
10. Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах, разработанным субъектом транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, копия которого является приложением к плану обеспечения транспортной безопасности аэропорта, который утверждается Федеральным агентством воздушного транспорта.
Положение (инструкция) должно предусматривать, в том числе, ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта.
Территории аэродромов совместного базирования или использования должны быть огорожены, въезды (выезды) должны находиться под контролем САБ или ПТБ и иметь средства принудительной остановки автотранспорта (для аэропортов,отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 и 5 категории, носит рекомендательный характер).
11. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режиме.
12. Члены экипажа воздушного судна для выполнения полетного задания или иных служебных обязанностей допускаются в рабочую площадь аэропорта, прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (далее - контролируемая зона аэропорта) по удостоверениям членов экипажей воздушных судов и заданию на полёт после прохождения процедуры предполетного досмотра.
13. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.
14. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями положения (инструкции) по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска за исключением сотрудников органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также за исключением случаев, при которых нарушаются правила техники безопасности, ношение таких пропусков осуществляется на видном месте поверх одежды.
15. Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах порядке по разовым пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска.
16. В контролируемой зоне аэропорта не допускается:
а) эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, если они подлежат обязательной регистрации в соответствии с действующим законодательством, а также личного транспорта;
б) использование без разрешения оператора аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;
в) нахождение авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта после окончания рабочего времени (смены) без разрешения оператора аэропорта;
г) курение и разведение огня в не предусмотренных для этого местах;
д) загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;
е) нецелевое использование аэродромной территории.
17. КПП аэропорта оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, системой видеонаблюдения и видеозаписи, тревожной сигнализацией, автоматизированными системами контроля и управления доступом персонала, стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.
КПП аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 4 или 5 категории объектов транспортной инфраструктуры, оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, тревожной сигнализацией, воротами без дистанционного управления, переносными техническими средствами досмотра физических лиц, автотранспорта и грузов.
18. В помещениях КПП оборудуются стенды с образцами действующих в аэропорту удостоверений и пропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоянных, разовых и материальных пропусков.
19. В ограждении территории аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, предусматриваются запасные выезды, оборудованные запираемыми воротами и системой охранной сигнализации.
Использование запасных выездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектам гражданской авиации контролируется САБ или ПТБ, осуществляющих охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.
IV. Организация и обеспечение охраны
воздушных судов и объектов аэропорта
20. Под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.
Порядок приема-передачи воздушных судов и объектов аэропорта под охрану определяется инструкцией по охране, разрабатываемой и утверждаемой администрацией аэропорта по согласованию с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.
21. Территории аэропорта должна патрулироваться (контролироваться) нарядами САБ или ПТБ.
22. Воздушные суда (далее - ВС или воздушное судно) должны находиться под постоянной охраной:
а) экипажа (пилота) - при использовании воздушного судна для производства полетов, а также при вынужденных посадках вне аэродрома;
б) инженерно-технического состава - во время технического обслуживания (ремонта) воздушного судна;
в) САБ или ПТБ аэропорта - при стоянках воздушных судов на аэродроме, когда на них не ведутся работы по техническому обслуживанию или ремонту и эти воздушные суда переданы под охрану;
г) организации-заказчика, в интересах которой производятся авиационные работы - на временных аэродромах и посадочных площадках, когда на ВС не производятся полеты или работы по техническому обслуживанию. Ответственность за ВС и его охрану, за исключением случаев сдачи ВС под охрану САБ или ПТБ аэропорта, несет то должностное лицо (член экипажа, бригадир (авиатехник) по техническому обслуживанию ВС, подпись которого о приеме судна в бортовом журнале или журнале приема-передачи воздушных судов под охрану является последней.
Такое должностное лицо, ответственное за ВС и его охрану, обязано:
а) не оставлять ВС без присмотра, не допускать к нему лиц, не имеющих отношения к его обслуживанию;
б) не оставлять ВС с открытыми входными дверями и люками,с приставленными трапами, лестницами и стремянками, с неустановленными специальными противоугонными устройствами;
в) при временном прекращении работ на воздушном судне закрывать его двери, крышки отсеков и люков на запоры, устанавливать (включать) предусмотренные устройства, обеспечивающие невозможность запуска двигателей и руления ВС, убирать от него подвижные трапы, лестницы, стремянки;
г) поддерживать на стоянке установленный противопожарный режим.
Передача от бригадира (авиатехника) по техническому обслуживанию воздушного судна или от должностного лица наземной службы - экипажу (пилоту) для выполнения полета осуществляется при наличии у члена экипажа, производящего прием, выданного уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующего свидетельства и документа, разрешающего получение данного воздушного судна.
Прием-передача ВС между экипажами оформляется в бортовом журнале. Передача от экипажа (пилота) - в организацию по техническому обслуживанию ВС на техническое обслуживание или хранение либо в наземную службу на хранение.
Передача ВС от одного должностного лица другому допускается при наличии у принимающего лица документа (задания на полет, карта-наряд на техническое обслуживание), разрешающего прием данного ВС.
При приеме-передаче ВС под охрану и обратно стороны обязаны проверить:
отсутствие внешних повреждений ВС;
закрытие дверец (крышек люков);
наличие пломб (печатей) или стикеров на местах, предусмотренных схемой пломбировки судна;
наличие специальных противоугонных запорных устройств;
отсутствие около ВС, приставленных к борту или подключенных средств наземного обслуживания;
наличие упорных колодок под колесами основных опор;
наличие охранного освещения, средств пожаротушения и заземления.
Запрещается сдавать под охрану ВС, на которых:
не закрыты и не заперты двери, крышки люков, форточки окон кабины, не произведено опломбирование согласно установленной схеме, не установлены (не выключены) специальные противоугонные устройства (если они предусмотрены), приставлены к борту или подключены средства наземного обслуживания;
не установлены упорные колодки под колеса основных опор, а также в случае неисправности охранного освещения, связи и отсутствия средств пожаротушения и заземления.
О передаваемых ВС, имеющих внешние повреждения, снятые части планера, воздушные винты, двигатели, другие изделия, устанавливаемые на внешних поверхностях судна, делается соответствующая запись в журнале приема-сдачи воздушных судов под охрану.
Ответственность за ВС и его охрану при сдаче ВС под охрану САБ или ПТБ аэропорта, несет соответствующее должностное лицо оператора аэропорта.
Передача ВС сотрудникам охраны (САБ или ПТБ) и обратно оформляется в журнале приема-сдачи воздушных судов под охрану.
О сдаваемых под охрану ВС, имеющих внешние повреждения, открытые двери (крышки люков), приставленные к борту ВС или подключенные средства наземного обслуживания, снятые части планера, воздушные винты, двигатели, другие изделия, устанавливаемые на внешних поверхностях судна, либо на которых отсутствуют пломбы (печати) на местах, предусмотренных схемой пломбировки судна, специальные противоугонные запорные устройства, упорные колодки под колесами основных опор, делается соответствующая запись в журнале приема-сдачи воздушных судов под охрану.
Самолеты иностранных авиакомпаний принимаются под охрану от экипажей по их заявкам или заявкам представителей иностранных авиакомпаний.
Приняв ВС, САБ или ПТБ осуществляет охрану ВС в соответствии с Табелем постам. Табель постам, схему расположения постов, маршруты патрулирования (контролирования) разрабатывает начальник ПТБ или САБ. Схема маршрутов патрулирования (контролирования) согласовывается со службой движения и утверждается руководителем (заместителем по авиационной безопасности) аэропорта (авиационного предприятия). Время и результаты осмотра объектов по маршрутам патрулирования (контролирования) записываются в постовую ведомость.
Если при передаче ВС от охраны обнаруживается нарушение пломб (печатей), повреждение ВС или другие нарушения, включая утрату стикеров, то руководитель предприятия назначает комиссию, которая проводит расследование, устанавливает причину и виновных лиц.
Списки лиц, которые имеют право принимать ВС от охраны, объявляются приказом по авиационному предприятию, что является основанием для выдачи им допусков. Указанные списки и образцы допусков на право приема ВС от охраны,в случае использования для пломбировки ВС печатей, пломб, их оттиски должны находиться в подразделении охраны САБ или ПТБ.
Вскрытие объектов (хранилищ, складов и др.), находящихся под охраной, разрешается лицам, находящимся в списках, утвержденных руководителем охраняемого объекта (службы) и заверенного печатью организации.
Списки лиц, имеющих право вскрывать те или иные объекты (хранилища, склады), заверенные руководителем объекта (службы), с оттиском печати организации должны находиться в помещении подразделения охраны САБ или ПТБ.
Информация о времени принятия и сдачи объекта под охрану, а также о лицах, сдавших (вскрывших) объект, вносится в журнал приема-сдачи объектов под охрану. Данный журнал ведется и хранится в подразделении охраны ПТБ или САБ. Постовые ведомости должны быть собраны по числам и сброшюрованы по месяцам. На титульный лист за каждый месяц в виде таблицы заносятся следующие данные:
а) количество дневных и ночных поверок службы руководящим составом предприятия, начальниками смен;
б) число происшествий;
в) количество задержанных нарушителей пропускного и внутриобъектового режима;
г) количество нарушений порядка охраны ВС, допущенных САБ или ПТБ, работниками организации или службы по техническому обслуживанию ВС и летным составом.
Постовые ведомости хранятся в подразделениях в течение одного года.
23. Места стоянок воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами, почтово-грузовые терминалы, цеха бортового питания, коммерческие склады, склады хранения опасных грузов и КПП оборудуются охранным освещением.
Склады ГСМ, расположенные в границах зоны транспортной безопасности ОТИ, должны иметь сплошное ограждение. Для охраны объектов ГСМ используются инженерно-технические средства охраны. Склады ГСМ в районе резервуарного парка оборудуются видеонаблюдением, освещением.
На складах ГСМ устанавливается пропускной и внутриобъектовый режим, осуществляется назначение лиц, ответственных за состояние пропускного и внутриобъектового режима участков склада, помещения насосной, резервуарного парка, сливной эстакады и др.
Обеспечение на складах ГСМ пропускного и внутриобъектового режима предполагает установление ответственности руководителей структурных подразделений за контроль допуска работников, посетителей и транспорта на территорию склада и в служебные помещения, за охрану материальных ценностей, а также за соблюдение порядка осмотра объектов, передачу их под охрану и прием от охраны.
По окончании работ склады ГСМ закрываются и в установленном порядке передаются под охрану. Перед сдачей склада ГСМ под охрану лица, ответственные за состояние участков, помещений, проверяют эти участки и помещения на предмет подготовки к сдаче под охрану и противопожарного состояния перед закрытием и после устранения недостатков, передают склад под охрану.
Охрана объектов осуществляется способом патрулирования по внутренней стороне ограждения объекта, путем обхода охраняемых складов, хранилищ, стоянок воздушных судов и т.п., а также видеонаблюдением.
Время и результаты осмотра объектов по маршрутам патрулирования записываются в постовую ведомость.
Контроль охраняемых объектов осуществляется с помощью технических средств охраны или способом патрулирования.
В случае осуществления контроля охраняемых объектов с помощью технических средств охраны, могут использоваться в том числе системы охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, видеонаблюдения, освещения, оповещения и другие системы, предназначенные для охраны объекта.
В случае осуществления контроля охраняемых объектов способом патрулирования, производится обход или объезд стоянок воздушных судов, охраняемых складов, хранилищ. Время и результаты патрулирования заносятся в постовую ведомость.
24. Территория аэропорта, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, и его особо важных объектов должна иметь сплошное ограждение высотой не менее 2,13 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами должно составлять не более 100 метров.
В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности допускается использование системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранного освещения, а также иных инженерных и технических средств охраны.
Для аэропорта, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 4 или 5 категории объектов транспортной инфраструктуры, расположение, высота и оборудование ограждения территории аэродрома определяются оператором аэропорта. При этом должны быть предусмотрены меры по предотвращению несанкционированного доступа в контролируемую зону аэропорта.
Поверх ограждения аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаются металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку.
25. На участках ограждения вдоль периметра объектов аэропорта дополнительно могут устанавливаться:
а) постовые вышки или смотровые площадки для наблюдения за состоянием ограждения и прилегающей местностью;
б) контрольно-следовая полоса для определения места проникновения нарушителя пропускного режима;
в) блок-посты служебных собак;
г) системы охранной (защитной) сигнализации;
д) электронные устройства обнаружения и подачи сигнала тревоги при преодолении или попытке преодоления ограждения нарушителем.
26. С внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта прокладывается дорога с искусственным покрытием. Дорога с искусственным покрытием или грунтовая дорога с внутренней стороны вдоль ограждения для аэропортов,отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 и 5 категории, может не создаваться при условии обеспечения патрулирования территории аэропорта с использованием транспортных средств повышенной проходимости, также контролирования с использованием системы видеонаблюдения и видеозаписи.
27. Подразделения, осуществляющие охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, размещаются в служебных помещениях для сотрудников САБ и ПТБ.
28. На привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов (для аэропортов, отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 и 5 категории, носит рекомендательный характер).
Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена, за исключением транспортных средств, задействованных в проведении работ по обслуживанию, эксплуатации, содержанию и ремонту объектов аэровокзального комплекса и иных объектов инфраструктуры аэропорта, а также инженерно-технических коммуникаций.
Проведение данных работ должно осуществляться под контролем работников САБ аэропорта или ПТБ.
V. Организация и обеспечение предполетного
и послеполетного досмотра на территории аэропорта
29. Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения пассажиров, багажа, ручной клади, членов экипажа, лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты осуществляется в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, и проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.
30. В местах продажи авиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа вывешиваются плакаты со специальной информацией по транспортной (авиационной) безопасности, в которых указываются:
а) перечни опасных веществ и предметов, запрещенных к воздушной перевозке;
б) правила перевозки на воздушных судах оружия, боеприпасов, специальных средств, радио-, фото- и видеоаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники, а также допустимые нормы провоза ручной клади;
в) соответствующие извлечения из Воздушного кодекса и других нормативных правовых актов по обеспечению авиационной безопасности;
г) соответствующие положения Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об ответственности пассажиров за нарушение мер авиационной и транспортной безопасности.
31. Технология предполетного и послеполетного досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты разрабатывается и утверждается администрацией аэропорта применительно к условиям аэропорта.
Пассажиры, в том числе обслуживаемые в зале официальных лиц и делегаций, допускаются к посадке после регистрации и прохождения предполетного досмотра в установленном порядке.
32. Досмотр вещей до сдачи в камеру хранения проводится с использованием рентгенотелевизионного интроскопа.
В аэропортах, отнесенных в соответствии с законодательством о транспортной безопасности к 4 и 5 категории объектов транспортной инфраструктуры, вещи, сдаваемые в камеру хранения, при отсутствии стационарных технических средств досмотра, должны быть досмотрены с использованием портативных (ручных) металлоискателей и средств обнаружения взрывчатых веществ".
33. В аэропорту предусматриваются помещения (пункты досмотра), которые оборудуются стационарными техническими средствами досмотра (рентгенотелевизионным интроскопом, стационарным металлоискателем, портативными (ручными) металлоискателями, средствами обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется не менее 30 суток, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами.
Пункты досмотра в аэропортах, отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 и 5 категории, при отсутствии стационарных технических средств досмотра оснащаются портативными (ручными) металлоискателями, средствами связи и тревожной сигнализацией, обнаружителем взрывчатых веществ.
В случае проведения предполетного досмотра без использования стационарных технических средств досмотра в аэропорту вылета, трансферные пассажиры, ручная кладь и багаж прибывающие из таких аэропортов,в обязательном порядке подвергаются повторному предполетному досмотру до контакта с иными вылетающими пассажирами.
34. Планировка пунктов досмотра должна осуществляться с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр.
Зона (пункт) послеполетного досмотра должна быть максимально приближена к зоне выдачи багажа (для аэропортов, отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 и 5 категории носит рекомендательный характер).
Для аэропортов, отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры 4 и 5 категорий допускается совмещение пунктов предполетного и послеполетного досмотров при условии исключения смешивания или контакта пассажиров, подлежащих послеполетному досмотру с пассажирами прошедшими предполетный досмотр, а также проведение предполетного досмотра грузов, почты, бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств, бортового питания экипажа и пассажиров, бортового кухонного оборудования в пунктах предполетного досмотра пассажиров. Предполетный досмотр грузов, почты, бортовых запасов, бортового питания экипажа и пассажиров не допускается в период проведения предполетного досмотра пассажиров.
35. В аэровокзалах аэропортов предусматриваются:
а) зоны контроля пассажиров - помещения (пункты досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра, оборудованные стационарными техническими средствами досмотра, а также помещения (кабины) площадью не менее 4 кв. метров для проведения личного (индивидуального) досмотра;
б) зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (далее - стерильная зона), площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, оборудованные местами для сидения и местами общего пользования.
В стерильных зонах могут оборудоваться торговые точки, объекты общественного питания и другие объекты обслуживания пассажиров при условии выполнения требований по авиационной безопасности и бытовые комнаты;
в) отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета. Помещение должно располагаться вблизи зоны контроля (пунктов досмотра) в местах, удобных для обслуживания пассажиров, и оборудоваться в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
г) отдельное помещение или выгороженная часть помещения для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) пункты досмотра пассажиров, ручной клади и багажа в залах официальных лиц и делегаций;
е) пункты досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы международных аэропортов и аэропортов федерального значения, оборудованные рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.
Для аэропортов, отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 и 5 категории, размеры пунктов досмотра, помещений для личного досмотра и стерильных зон,а также их оснащение техническими средствами досмотра определяются аэропортовыми комиссиями по авиационной безопасности в зависимости от режима работы, объема пассажирских перевозок, типов эксплуатируемых воздушных судов, технической оснащенности пунктов досмотра.
36. Входные и выходные двери пункта досмотра не должны совмещаться, они оборудуются замками и охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся в САБ аэропорта.
37. Пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр. Пространство между верхней частью ограждения и потолком должно быть закрыто.
38. Администрация аэропорта организует проведение проверок (настроек) технических средств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра на регулярной основе.
Поддержание постоянной работоспособности технических средств досмотра и оборудования в зонах контроля (пунктах досмотра), их эксплуатация осуществляются под контролем специально подготовленных сотрудников САБ или ПТБ, а техническое обслуживание - специалистами аэропорта или предприятия, имеющими соответствующую квалификацию и допуск.
39. При досмотре багаж, почта, грузы и бортовые запасы подлежат маркировке номерными стикерами и доставляются на борт воздушного судна под контролем сотрудников САБ. При досмотре багажа с использованием трехуровневой системы досмотра, интегрированной с автоматизированными системами обработки багажа, маркировка номерными стикерами каждого места не обязательна.
40. Пассажиры имеют право на обжалование действий САБ или ПТБ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. При необоснованной задержке отправления пассажира, связанной с проведением досмотра, перевозчик обязан принять все необходимые меры, обеспечивающие отправку его очередным рейсом.
VI. Организация и обеспечение
предполетного досмотра воздушных судов
42. Все гражданские воздушные суда, вылетающие из аэропортов Российской Федерации, подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов, опасных биологических агентов, опасных химических веществ и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
43. Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками САБ.
Численность групп предполетного досмотра воздушного судна определяется с учетом аспектов регулярности полетов (в зависимости от режима работы, количества и типов воздушных судов и их технической оснащенности), но не менее 4 человек.
Для аэропортов, отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры 4 и 5 категорий, численность группы предполетного досмотра воздушного судна может быть сокращена до 2-х человек из числа сотрудников САБ при условии, что при проведении предполетного досмотра участвуют члены экипажа воздушного судна и авиационный персонал.
44. Воздушное судно во время подготовки к очередному рейсу (полету) или во время стоянок в промежуточных аэропортах при совершении транзитного полета подлежит обязательному досмотру после высадки пассажиров или перед приемом на борт пассажиров, грузов и багажа.
45. Предполетный досмотр воздушного судна производится только после того, как его покинут все пассажиры, работники вспомогательных служб (поставщики бортового питания, уборщики салонов) и другие лица, обеспечивающие предполетное обслуживание воздушных судов.
46. К участию в предполетном досмотре воздушных судов при необходимости привлекаются специалисты инженерно-технического персонала и члены летных экипажей.
47. Перед выполнением международного рейса (полета) в предполетном досмотре принимают участие представители органов пограничного и таможенного контроля.
48. Воздушные суда после досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников САБ до момента закрытия всех дверей и отхода трапа.
49. В случае поступления информации об угрозе совершения актов незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.
50. Предполетный или дополнительный досмотр воздушного судна проводится в соответствии с разработанной оператором аэропорта и согласованной таможенным и пограничным органом инструкцией с перечнями мест досмотра по типам воздушных судов с использованием средств видеозаписи процедуры досмотра для документирования действий сотрудников САБ, подсветки и поворотных досмотровых зеркал в неосвещенных и труднодоступных местах и с помощью устройств, обеспечивающих обнаружение взрывчатых веществ,не допуская повреждения оборудования воздушного судна.
Видеозапись процедуры досмотра воздушного судна, а также карта досмотра воздушного судна подлежат хранению сотрудниками САБ в течение не менее 30 суток, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
VII. Обеспечение мероприятий по урегулированию
чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного
вмешательства в деятельность гражданской авиации
52. Администрацией аэропорта разрабатывается и согласовывается с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти план по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (далее - План).
53. Разработка Плана осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Плане определяются функции и полномочия оперативного штаба, задачи подразделений федеральных органов исполнительной власти, задействованных в мероприятиях по предупреждению и пресечению от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов; схема оповещения и связи; расчет сил и средств, необходимых для урегулирования чрезвычайной ситуации.
54. План не реже одного раза в квартал уточняется в оперативных аспектах с руководителями подразделений аэропорта, участвующих в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства.
55. Схема оповещения и связи, расчет сил и средств на случай угрозы или совершения акта незаконного вмешательства доводятся до членов оперативного штаба, служб и руководителей подразделений аэропорта, задействованных в урегулировании чрезвычайной ситуации, и до руководителей подразделений, осуществляющих охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.
56. Администрацией аэропорта разрабатывается и утверждается инструкция по действиям должностных лиц, дежурных смен и служб при получении информации об угрозе или совершении акта незаконного вмешательства.
57. Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации,в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий подразделений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти создаются оперативные штабы.
Администрация аэропорта обеспечивает необходимые условия для работы оперативных штабов.
58. В аэропорту для работы оперативного штаба оборудуется специальное помещение - командный пункт в стационарном и (или) подвижном варианте (на аэродроме - выделяется).
Командный пункт по урегулированию чрезвычайных ситуаций оснащается необходимыми средствами управления и связи (телефон, телеграф, факс, радиостанции, оргтехника, электронная почта и т.п.).
59. На территории аэропорта предусматривается размещение пунктов сбора сил и средств подразделений, участвующих в урегулировании чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства.
60. В аэропорту оборудуется специальная изолированная стоянка для воздушных судов, в отношении которых имеется информация о наличии на борту взрывного устройства, а также для проведения операции, связанной с актом незаконного вмешательства.
61. Для проверки подозрительных предметов с целью выявления взрывных устройств и их обезвреживания в аэропорту выделяется удаленное место, оснащенное локализаторами взрывных устройств (для аэропортов, отнесенных законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры 4 и 5 категории).
62. Сведения об акте незаконного вмешательства для средств массовой информации передаются только специально уполномоченным лицом, назначаемым руководителем оперативного штаба.
63. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта при совершении акта незаконного вмешательства, обязаны оказывать содействие оперативному штабу и администрации аэропорта в проведении мероприятий по урегулированию чрезвычайной ситуации.
64. Оператор аэропорта для урегулирования чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства, имеет право вводить в аэропорту и на прилегающих к нему территориях дополнительные меры безопасности, включая задержку, ограничение или прекращение приема и выпуска воздушных судов, удаление пассажиров, персонала и других лиц из здания аэровокзала или других объектов аэропорта.
65. Для выработки мероприятий, направленных на защиту аэропортов, аэродромов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.
66. Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из представителей (руководителей) территориальных органов и профильных министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральным агентством воздушного транспорта при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и возглавляется заместителем главы местной администрации (стандарт 3.1.7 Приложения N 17 и стандарт 8.19 Приложения N 9 к Конвенции о международной гражданской авиации (опубликовано на сайте Международной организации гражданской авиации www.icao.int)).
VIII. Особенности обеспечения авиационной
безопасности в аэропортах Московского аэроузла,
международных аэропортах и аэропортах
федерального значения
67. В аэропортах Московского аэроузла с целью выявления взрывчатых веществ создаются кинологические подразделения.
68. В целях предупреждения террористических акций на объектах аэропортов, в том числе на привокзальной площади и прилегающих к ней территориях, на входах в аэровокзал и в зданиях аэровокзалов, а также в зонах контроля пассажиров и пунктах досмотра проводятся согласованные с органами внутренних дел мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
69. В аэропортах Московского аэроузла обязательно использование трехуровневой системы предполетного досмотра багажа:
а) на первом уровне осуществляется досмотр 100% багажа с использованием высокоскоростного рентгенотелевизионного интроскопа с функцией автоматической (без участия оператора) диагностики взрывчатых веществ;
б) на втором уровне осуществляется досмотр на компьютерном томографе или иной аппаратуре, обеспечивающей достоверное выявление взрывчатых веществ, подозрительного багажа, не пропущенного в стерильную зону на первом уровне;
в) на третьем уровне осуществляется досмотр багажа, не пропущенного в стерильную зону на втором уровне. Ручной досмотр осуществляется в присутствии пассажира и специалиста инженерно-саперного или иного подразделения федерального органа исполнительной власти, в обязанности которого входят обнаружение, идентификация, обезвреживание, взрывных устройств и взрывчатых веществ.
70. При проведении предполетного досмотра пассажиров в местах возможного нахождения взрывного устройства, в качестве альтернативы ручному (контактному) досмотру может использоваться метод просвечивания на рентгенографическом сканере.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.